Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Бхаратанатьям
Эмоционально - Эстетический аспект танца (АБХИНАЯ)

Все изящные искусства Индии, будь то живопись, поэзия, драма, музыка или танец  впитали в себя определённые концепции и законы. Одной  из наиболее важных концепций является «Раса» – эстетическое восприятие или переживание. Целью всех искусств, в частности индийского классического танца, является ни что иное как, пробуждение этого прекрасного ощущения, разжигание эмоций, возникающих от ощущения эстетического наслаждения. Чувства (бхава), иллюстрированные в танце, объективны и распределены между исполнителем и зрителем. Танцору необходимо погрузится в определённое настроение для того, чтобы изобразить то или иное чувство. Зритель, в свою очередь, наблюдая искусную пантомиму (абхинаю) танцора,  начинает ощущать это настроение, понимать то, что хочет донести до него  танцор и, таким образом, начинает ощущать чувство эстетического наслаждения или расу. Раса служит ответом на бхаву. Если зритель воспринял бхаву, то она порождает в нём расу или наслаждение бхавой.  Если абхиная разыгрывается с чувством, то танцор, даже не прибегая к словам, может вызвать у зрителя  понимание и сопереживание заложенным в танце идеям и чувствам. Чтобы вызвать непрерывный поток расы, или эстетического наслаждения, танцор должен постоянно сохранять высокий уровень выразительности. Раса вызывается постоянным состоянием  приятного ощущения (стхаи бхава), которое поддерживается при помощи невольных или переходных состояний. Бхава порождает девять классических рас:

 

 

Шрингара – эротическую

Хасья – комическую

Каруна – патетическую

Вира – героическую

Раудра – гневную

Бхаянака –  чувство страха

Бибхатса – чувство отвращения

Адбхутта – чувство удивления

Шанта –  чувство умиротворения                                                                     

 

 

 

Существует ещё одна раса, которая не входит в традиционный перечень рас, но является дополнительной – ватсалаха – чувство любви к ребёнку. Из всех рас, наиболее  всеохватывающей расой, является шрингара. Любая другая раса либо возникает как переходное состояние от шрингары, либо сливается с ней. Любопытно, что каждая раса традиционно ассоциируется с противоположной расой, с каким–либо цветом, с одним из богов, с определённой нотой (сварой),  с одной из четырёх стадий жизни человека (пурушартхой) и с качеством жизни (гуной).  (См. таблицу соотношения рас).

 

Таблица соотношения рас

 

*ГУНА – качество. Существует три гуны согласно учению Санкхья – Саттва (чистота), Раджас (энергия), Тамас (инертность) – которые являются силами природы – пракрити.

 

*ПУРУШАРТХА – четыре цели реализации человека согласно индуизму:

Дхарма  (обязательства, мораль)

Артха  (богатство, процветание, репутация, известность) 

Кама (чувственное и эстетическое наслаждение, желание наслаждения) 

Мокша (освобождение, спасение).

 

             Считается, что изображение танцором определённой расы можно приравнять к  действительному переживанию им соответствующей стадии жизни и что каждое выступление приближает его к высшей стадии жизни – мокше, или освобождению от цикла рождения  и смерти.

            Как уже упоминалось, раса создаётся при помощи бхавы, а бхава иллюстрируется при помощи абхинаи (выразительности). Санскритское слово абхиная означает нести, то есть передавать чувство, сюжет, ситуацию зрителю различными выразительными средствами.

Существует четыре типа абхинаи:

             Ангика абхиная – пантомима, в которой задействованы мимика лица, жесты рук, позы, походки и движения. Одной из удивительных особенностей индийского классического танца, является   использование языка жестов. В этом танце используются асамьюта хаста – 28 жестов для одной руки, самьюта хаста – 24 жеста для обеих рук и более четырёхсот  всевозможных их комбинаций. Каждая хаста (положение руки и пальцев) может использоваться в определенном числе фигур, и, кроме того, наделенный богатым воображением танцор может углубить язык жестов и выстроить в танце целые предложения, стихи и рассказы. При помощи этих жестов, танцоры могут выражать почти все аспекты человеческой жизни, любые предметы, объекты действия и концепции.

             Вачика абхиная – этот аспект, включает в себя поэзию, вокал и музыку. «Вачика» означает «говорить». Вокальные партии, специально сочиненные для танца и содержащие определённую эмоциональную нагрузку, исполняются певцом с глубоким чувством, давая танцору возможность проникнуться этим чувством и также глубоко проиллюстрировать эту партию.

            Ахарья  абхиная – декоративный аспект. Ахарья означает украшение, т.е. выражение при помощи грима, костюма и различных декораций.

            Саттвика абхиная – это  иллюстрация внешних физических признаков, вызываемых различными эмоциями, например: изменение цвета, дрожь, слёзы  и др. Если танцор в состоянии вызвать тот или иной признак,  выражение соответствующего чувства спонтанно будет изображено на лице. Мимика – важнейший компонент индийского классического танца. Без неё, даже мастерски исполненный танец, будет ничем иным, как изображение физической ловкости.  

            Абхиная несет определенные настроения, она в высшей степени сложна и живописна.

Большинство нюансов танца также зависит от стихов и песен, включенных в контекст композиции. Поэтому исполнитель должен понимать  стихи, которые он исполняет, а также тонко чувствовать настроение его музыкального сопровождения. Он, также должен глубоко понимать предания и их философский смысл, так как это поможет ему выйти за рамки поверхностного толкования темы.

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • ДЕНЬ ИНДИИ!!! 10-12 Августа!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • V международный конкурс «Солнечный танец» с 11 по 13 августа 2018 года. Болгария!!!
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru