Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Бхаратанатьям
Культ девадаси и духовный аспект танца

Среди всех стилей индийского классического танца, стиль бхаратанатьям южной Индии наиболее точно следует правилам и законам, установленным Бхаратой Муни в «Натья Шастре». Если подробно рассмотреть танцевальную форму, которая была общей для всех регионов Индии в далёком прошлом, и которая наиболее близко напоминала бы современную танцевальную традицию, то это, несомненно,  был бы стиль Бхаратанатьям. Как уже было сказано, Бхаратанатьям является классическим танцем южной Индии, а точнее штата Тамил Наду. На протяжении многих столетий, до 1920 года, Бхаратанатьям являлся храмовым танцем и был неотъемлемой частью религиозных ритуалов. Исполнялся он исключительно храмовыми танцовщицами – девадаси (служанки бога). Танец был их профессией, включающей определённые обязанности, обязательства и получения наград`. Доступ к этой профессии строго регулировался, и каждая стадия жизни девадаси отмечалась определёнными церемониями. Существовал, также, некий кодекс поведения, в котором предусматривались правила взаимодействия с коллегами и покровителями, особами происходящими, как правило, из высших классов.

            Чтобы стать девадаси, девочка должны была пройти следующие церемонии:

 

1 Ритуальное замужество

2 Клеймение

3 Посвящение в изящные искусства

4 Дебют

 

1. Только девочки в возрасте до девяти лет могли пройти эту церемонию. По существу девочку выдавали замуж за  божество, которому поклонялись в данном храме. Пройдя эту церемонию, обычная девочка становилась женой бога, которой всегда будет сопутствовать особый статус. Часто эта церемония включала в себя поклонение ножным браслетам, важнейшим атрибутам танца. Обычно, это событие назначалось на благоприятный день и час, после соблюдения строгих постов. Девочку усаживали напротив изображения божества лицом к северу, и  священнослужитель повязывал ей на шею «тали», священное ожерелье, предварительно сняв его с шеи божества. После этого, обычно, за девочку вносилось приданное, которое переходило в казну храма.

2. Вслед за свадебным ритуалом следовала церемония клеймения. Клеймо было символом вечной связи с храмом, означавшим невозможность прервать служение. Также клеймо указывало на то, к какому храму принадлежала девадаси. В вишнуитских храмах, раскалённое клеймо в виде метательного диска, выплавленное из серебра или меди, ставилось на правое плечо новобрачной, а на левое плечо ставилось клеймо в виде раковины. В шиваитских храмах использовалось клеймо в виде трезубца, символизирующего бога Шиву. Оно вдавливалось в правое плечо девадаси. Затем к местам ожогов прикладывалась священная красная глина и листок «бильвы»

Таким образом, будучи супругой бога, девадаси не могла стать вдовой. В Индии вдовство женщины считается  крайне не благоприятным статусом. К вдовам всегда относились как к изгоям.

Как супруга бога, девадаси всегда считалась целомудренной, сама её жизнь была священной, её присутствие необычайно благоприятным, а ее служение богу совершенным. Тем не менее, некоторые факты говорят о том, что не все девадаси оставались верными священным узам. Некоторые из них благополучно выходили замуж или становились любовницами священнослужителей, богатых вельмож или правящих монархов. Девадаси славились физической красотой и были образованы, в отличие от большинства женщин, а также обладали безупречными манерами. Было неудивительным то, что привлечённые этими качествами, монархи, священнослужители и кавалеры высших сословий старались добиться их расположения.

3. Будущие храмовые танцовщицы, как правило, изучали не только искусство танца, но также игру на различных музыкальных инструментах, вокал, литературу, языки и, иногда, живопись. Церемония посвящения в процесс обучения танцевальному искусству включала  первый ритуальный урок танца. Вначале совершалось  подношение  фруктов, цветов, благовоний и денег, красиво уложенных на круглом подносе, предлагаемом божеству, а затем и самому учителю. Также проводилась пуджа Ганеше, устранителю препятствий и покровителю искусств и наук. Далее, будущая танцовщица исполняла несколько движений на рисовой муке, в это время  учитель (гуру) держал её за щиколотку и слегка ударял стопой об пол, произнося речитативы «тхейя тхей».

4. Дебют (арангетрам) девадаси, как и все остальные церемонии, назначался в наиболее благоприятный день, согласно астрологическому прогнозу и проходил в присутствии махараджи.  Это событие подробно описано в истории о ножном браслете - «Силяпадикарам» Иланго Адигала, писателя  эпохи  Сангам (II в. до н. э. – III в. н.э.) Героиня повести, девадаси Мадхави, в присутствии махараджи Карикалана династии Чолы, украшает цветочной гирляндой бамбуковый ствол, символизирующий сына бога Индры, затем выходит на сцену и даёт свой первый концерт. После представления, махараджа  даёт квалифицированную оценку высокому мастерству танцовщицы и награждает её 108 золотыми монетами и гирляндой из зелёных листьев, удостоив её высокого титула «Талайкколли» (наилучшая из танцовщиц). Затем помощницы  счастливой Мадхави относят гирлянду на улицу, которую покупает за 1008 золотых монет главный герой повести Ковалан, таким образом, став её покровителем.

            Также, первое выступление девадаси, могло происходить только перед изображением божества.      

            Помимо танцев и музыки,  у девадаси были и другие обязанности, такие как украшение храма, сбор цветов и плетение гирлянд. Они участвовали в обряде  обмахивания божества специальным веером (чамар), зажигали ритуальные лампы и готовили масла и благовония,  используемые во время службы.

            Несмотря на то, что в настоящее время  культ храмового танца отсутствует, сохранились традиции, а именно три церемонии, которые были наиболее важными в жизни девадаси: первый ритуальный урок, освящение ножных браслетов и дебют – «арангетрам», после окончания обучения.

            Как уже упоминалось выше, бхаратанатьям зародился в храмах южной Индии. Ни в одной другой части Индии невозможно найти столь богатую коллекцию исторических материалов, в виде надписей на камне и скульптур, рассказывающих о музыкальном и  танцевальном искусствах, их развитии и покровителях.

            Поддержание религии являлось одной из основных забот правящего класса того времени. Большое  количество  махараджей южной Индии различных династий вкладывало огромные состояния в строительство грандиозных храмов, которые были не только местами отправления религиозного культа, но, также, являлись культурными центрами. Они не только покровительствовали различным искусствам, но, зачастую сами являлись их законодателями.

            Период правления династии Чола в Тамилнаду, имеет большое количество свидетельств влияния индуистских храмов на социальную и культурную жизнь людей той эпохи. Члены деревенских общин назначались махараджей для управления храмами. Им была предоставлена земля, вблизи храма, свободная от пошлины. На территории храма воздвигалось специальное строение с навесом – «Мандапам» – внешне напоминающее сцену. На этой сцене, практически, ежедневно проводились музыкальные, танцевальные и театральные представления, которые являлись частью храмового ритуала. Эти представления приобретали грандиозный размах во время празднования ежегодного фестиваля Брахмы – «Брахмотсавам».

            Наиболее замечательным событием в культурной истории периода правления Чола, является строительство величайшего храма «Брихадишвара» в местечке Танджавур. Этот храм был воздвигнут во время правления  Раджа Раджа Великого. Храм поражал своей грандиозностью не только с точки зрения архитектуры, но и в плане организации управления, о чём свидетельствуют многочисленные тексты, вырезанные на его стенах. Фактически, был построен новый город с храмом в середине. Среди множеств улиц, проложенных во время строительства храма, было выделено две, идущих с востока на запад, проходящих перед храмом, для девадаси – танцовщиц и певиц, которые были отобраны в различных храмах  для служения в главном. Около четырёхсот девадаси служили в храме «Бригадишвара», которые полностью содержались  Раджа Раджа Великим. Благодаря щедрости монарха, внутри нового города, был, по сути, создан город для артистов. 

            Во времена Чола, выступление при дворе было, также, важной обязанностью девадаси. Обычно при дворе содержалось определённое количество танцовщиц, которые участвовали в торжествах по случаю коронации, рождения наследника, дня рождения, свадьбы коронованных особ. К примеру, во дворце у одного из принцев династии Чола, одновременно содержались около трёх тысяч девадаси, которые принимали участье в повседневной деятельности дворца. Не удивительно, что многие правители оказывали особую благосклонность некоторым танцовщицам, которые становились их фаворитками, и не скрывали отношений с ними. Например, была известна любовь Радженндрa Чола I (1012–1043) к Парвати Нангай, девадаси храма в ТируваруреПарвати Нангай удостаивалась чести открыто ездить с раджей в колеснице, а также, благодаря его щедрости была очень богата. На её пожертвования, главное строение храма Тируварура, построенное из кирпича, было выстроено заново из гранита,  главная башня храма покрыта золотом,  а колонны  медью. Царское покровительство благоприятствовало повышению социального статуса девадаси, их влиятельности и материального положения.

 

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • ДЕНЬ ИНДИИ!!! 10-12 Августа!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • V международный конкурс «Солнечный танец» с 11 по 13 августа 2018 года. Болгария!!!
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru