Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Бхаратанатьям
Легенды и мифы

         «Однажды, всё человечество погрязло в жадности, зле, зависти, невежестве и бесстыдстве. В то время землю населяли боги и демоны, якшасы и ракшасы, наги и гандхарвы. Как благочестивые, так и падшие в грех цари правили землёй. Беспокоясь за дальнейшее процветание мира, все полубоги во главе с Индрой, обратились за советом к создателю вселенной, богу Брахме. «О всемогущий! Лишь ты один способен предотвратить катастрофу. Только в твоих силах создать то, что могло бы уберечь человечество от порока». Будучи весьма недовольным, Брахма ответил:

«Я – создатель четырёх Вед – Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы, по законам которых, человечество должно было жить, не ведая горя. Вина человека в том, что он отвернулся от священных заповедей, а это, без сомнения, приведёт его к гибели». На что Индра ответил: «О Великий! Правда то, что ты создал законы,  предусматривающие все аспекты человеческой жизни, но, правда и то, что эти священные писания не доступны простым людям, лишь учёным мужам под силу понять твою мудрость. Люди нуждаются не только в поучениях, но и в эстетическом наслаждении. Лишь наслаждение способно отвернуть человечество от неверного пути». Брахму убедили мудрые слова Индры. Уединившись, он погрузился в медитацию и пришёл к идее создания пятой Веды, объединяющей все искусства, науки и поучения, взятые из четырёх, уже существующих Вед.

            Из Ригведы он взял Патхью – искусство декламации, из ЯджурведыАбхинаю» – выразительность, из СамаведыГиту – музыку, и из Атхарваведы – Расу – эмоции (чувства). Таким образом, была создана  Натьяведа. Призвав Индру, Брахма сказал: «Я создал свод законов о драматическом искусстве. Для того чтобы познать его, необходимы ум, интеллект, наблюдательность и умение владеть собой. Выберите того, кто наделён этими качествами. Овладев  искусством драмы, он передаст свои знания  всему человечеству». Выбор пал на великого мудреца Бхарату Муни, который обладал ведическим знанием, а также имел множество сыновей и учеников, которые и стали его первыми последователями. Обучив их искусству драмы, Бхарата обратился к Брахме c просьбой создать изящную, утончённую манеру исполнения. Тогда Брахма дал жизнь двадцати четырем Апсарам (небесным танцовщицам). Вокальное  искусство было вверено странствующему святому мудрецу Нараде и Гандхарвам, инструментальная музыка – мудрецу Сватти и его ученикам. Таким образом, была создана божественная труппа – «Натья Бриндам». Поставив  пьесу о сожжении трёх городов – «Трипура Даханам», труппа «Натья Бриндам» во главе с Бхаратой отправилась на гору Кайлас, чтобы Бог Шива мог оценить её творение. Шива – царь танца – был очень доволен исполнительским искусством талантливых актёров, но высказал пожелание добавить к драматическому аспекту нритту или элемент технического танца, мастером которого он являлся. Так была создана танцевальная драма, основные аспекты которой затем были описаны Бхаратой в «Натья Шастре» – трактате о драматическом искусстве, датируемом II веком нашей эры». Так,  древнеиндийские предания гласят о божественной связи между богами и людьми и наделяют исполнительское искусство классического танца, музыки и драмы качествами божественности и бессмертия. Эта новая эстетическая форма, доступная и слуху, и зрению сделала культуру понятной простому народу, который был отчуждён от эзотерических и интеллектуальных устремлений образованных кругов.  До сегодняшнего дня традиции  классического танца в Индии тесно связаны с мифологией и религией, а именно с индуизмом, шиваитские и вишнуитские элементы которого можно рассматривать как два направления одной веры, которая  легко соединяет противоположности.

            Широко известна индуистская  божественная триада  – Брахма, Вишну и Шива.

Брахма – саморождающийся - наделён даром творения. Сегодня ему не так широко поклоняются, как остальным двум другим богам триады. В Индии всего два храма Брахмы. Так как «веды» являются порождением Брахмы, то в танце он изображается носящим эти священные писания. У Брахмы четыре головы, обращенные к четырём сторонам света. Он передвигается, сидя верхом на лебеде. Супруга БрахмыСарасвати, богиня мудрости и искусств. Её изображают восседающей на лотосе, держащей в руках символ искусств, струнный инструмент, называемый вина. Бог Вишну – защитник или хранитель божественного порядка. Он часто изображается в индийском классическом танце как  Нараяна, покоящийся на водах океана мироздания. Он возлежит на семиглавом змее Ананте или Ади Шеше. Его вахана (ездовое животное) гигантский орёл Гаруда. Четырёхрукий бог Вишну в одной руке держит шанкху (раковину), в другой чакру (диск) и в третьей гада’ (булаву). Четвёртая рука поднята  в жесте благословения. Из пупа Вишну вырастает лотос, из которого появляется бог Брахма. Жена Вишну, Лакшми, богиня процветания и благополучия. Считается, что она, наподобие Венеры, возникла из океана мироздания,  в то время когда боги и демоны взбивали его для создания напитка бессмертия – амриты. Её обычно изображают  с лотосами в руках. Она сопутствует Вишну в его различных воплощениях и возрождается как Дхарани, Сита, Радха и др. Шиву – Разрушителя, можно узнать по третьему глазу, по кобре, обмотанной вокруг его шеи, по полумесяцу на голове. В руке он держит дхамару (барабан), агни (огонь) и тришул (трезубец). Его вахана – бык Нанди. Шива– великий Йог – Йогешвара, он также  Натараджа – царь танца. Символ его созидающей силы – линга, или фаллос, его супруга, богиня Парватхи, дочь царя Гималаев, проявляющаяся также в ипостасях Дурги и Кали – образах богини–матери, является источником шакти (энергии)  или божественного женского начала. Эти божества, их многочисленные символы и разнообразные, связанные с ними истории составляют тематический фундамент индийского классического танца.

            Согласно легендам, как уже было упомянуто, танец был создан богом Шивой, богом – разрушителем. Считается, что, исполняя космический танец, он контролирует  вселенную, управляя  её динамической энергией.

            Концепция Шивы, как божественного танцора, берёт своё начало в индо–дравидской культуре. Иконографические изображения и описания этого аспекта в древних текстах принадлежат югу Индии. Принято считать, что существует семь основных тандава или энергичных танцев Шивы, каждый из которых ассоциируется с соответствующей деятельностью, временем и местом исполнения.

            Согласно шиваитским агамам или писаниям, насчитывается 108 поз или каран танцующего бога Шивы. Из них всего лишь девять подробно описаны как в санскритских, так и в тамильских текстах, согласно их иконографии, типологии и идеологии. Наиболее точная  поза танцующего Шивы – поза Шивы–Натараджи – царя танца, была канонизирована сравнительно поздно, в X веке нашей эры, в районе Тиллай–Чидамбарам, штата Тамилнаду южной Индии.

            Фигура танцующего Натараджи представляет пять основных видов его деятельности или панчакрия. Барабан дхамару, который Натараджа держит в одной правой руке, символизирует созидание или сришти, так как согласно индуизму, творение началось со звука. Другая его правая рука дарит благословение и защиту – стхити. Огонь в его левой руке означает  разрушение – самхара, а другая, указывающая на приподнятую левую ногу, призывает предаться его стопам – ануграха.

Танцующий бог исполняет свой танец на теле карлика–демона, уничтожая символ невежества, похоти, гнева, жадности, эгоизма, зависти. Огненный круг, в который заключена фигура вселенского танцора, символизирует непрекращающийся  цикл жизни и смерти в этом мире до тех пор, пока душа не достигнет освобождения – «мокша». 

 

Значение атрибутики бога Шивы

 

Тело Шивы – вселенная

Украшения – звёзды

Его руки – стороны света

Три глаза – солнце, луна и огонь

Волосы – мудрость

Его улыбка – уничтожение невежества

Полумесяц, венчающий его чело, символизирует просветление

Священная шнур – философия

Одеяния, обрамляющие его могучие чресла – «веды»

Змеи, обвивающие его шею, олицетворяют контроль над чувствами

             

   Один из наиболее важных танцев Шивы носит название Ананда Тандава или энергичный танец высочайшего блаженства. Этот танец является одним из семи тандава и считается главным, так как в нём отображается одновременно вся панчакрия. Существует интересный миф, в котором описывается происхождение Ананда Тандава.

В лесу Дарувана, мудрецы проповедовали лжеучение и отправляли жертвоприношения без должного почтения богу Шиве. Шива решил проучить лже–мудрецов, попросив Вишну, приняв облик пленительной куртизанки, соблазнить их. Сам Шива под видом прекрасного юного аскета  отправился в жилище мудрецов с целью  совратить их жён. Обе компании, обнаженных  разгорячённых от страсти мужчин и женщин, соединившись и совсем потеряв разум от гнева, решают отомстить Шиве, поразив его на смерть. Они совершают огненное жертвоприношение, благодаря которому из пламени появляется гигантский тигр, но Шива с легкостью убивает хищника и обматывается  его шкурой, словно набедренной повязкой. Затем возникает смертоносный трезубец, но Шива ловко хватает его на лету, затем усмиряет, выскочившую из жертвенного огня, бешеную антилопу. Вслед за антилопой огромное количество ядовитых змей выползают из огня, но Шива украшает ими свои локоны цвета меди. Полчища демонов атакуют его, но лишь взглянув на великого Мистика, становятся его преданными слугами. Вслед за ними, ужасный череп вызван из пламени, но Шива легким движением руки закрепляет его, словно корону, на своей голове. Затем гигантский барабан – дхамару – с оглушающим рокотом вырывается из пламени, но и тот был схвачен могучей рукой Разрушителя. И, наконец, демон по имени Маулака, объятый языками пламени, с рёвом бросается на Шиву, но тут же оказывается повергнутым на землю, а языки пламени собираются в одной из рук победителя. Вскочив на тело поверженного демона, Шива исполняет свой великий танец – Ананада Тандаву, излучая великолепие и наполняя счастьем весь мир. Исполняя свой тандава, он сотрясает всю вселенную. Змеи, украшающие грудь мистического танцора, извиваются в такт космической мелодии. Золотые волосы Шивы, завязанные в тугой узел, распускаются, и брызги священной реки Ганги орошают всё живое. Мудрецы, ставшие свидетелями необыкновенного могущества Шивы припадают к его стопам, прося у него защиты.

            С тех пор, согласно преданиям, великий Шива исполняет этот танец тандава в золотом зале Тиллай – Чидамбарама святилища Натараджи. Но почему именно в Чидамбараме? Дело в том, что до появления храма Натараджи, в этом месте, в лесу Тиллай, был установлен храм богини Кали – супруги Шивы. Тронутый просьбами своих любимых бхакт, Вьяграпады и Патанджали, он пообещал вновь исполнить Ананда Тандаву в зале храма своей супруги. Кали, узнав об этом, была переполнена чувством зависти и вызвала Шиву на танцевальный поединок. Шива, решив подавить заносчивость своей супруги, согласился на поединок, но выдвинул своё условие: тот, кто победит, тот станет хозяином Тиллая, но тот, кто проиграет,  навсегда  должен покинуть это место. Шива исполнял труднейшие танцевальные комбинации, и Кали с необыкновенной грацией их повторяла, но внезапно он исполнил позу «Урдхва Тандава», подняв одну ногу вверх. Кали не смогла повторить эту позу, так как женская скромность не позволяла ей изобразить подобное. Склонив голову, она приняла поражение и покинула зал. Для того, чтобы смыть с себя грех  заносчивости и зависти перед мужем, Кали приняла омовение и помолилась своему супругу, обретя форму Шиваками – наполненной покоя и любви. С тех пор главное святилище  богини Кали в самом сердце Тиллая, отождествляется с танцевальным залом «Нритта Сабха», который находится внутри позднего храма Шивы  Натараджи. В этом зале изображена фигура восьмирукого Шивы в позе «Урдхва Тандава» и скульптура  богини Кали помещена рядом, но ниже. Танец  «Ананада Тандава» был исполнен Шивой в «Канака Сабха» – золотом зале в присутствии Шиваками. Таким образом, исконная богиня «Тиллай – Чидамбарама» приобрела две формы:  Кали – воинствующая, непокорная  и Шиваками – добросердечная. Первая была вынуждена покинуть центральное святилище, а вторая, как преданная супруга Шивы, по праву заняла её место. 

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • ДЕНЬ ИНДИИ!!! 10-12 Августа!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • V международный конкурс «Солнечный танец» с 11 по 13 августа 2018 года. Болгария!!!
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru