Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Бхаратанатьям
Репертуар Бхаратанатьям

    Бхаратанатьям это динамичный и очень чёткий стиль танца, которому присуще разнообразие движений с упором на притопывание, прыжки и повороты. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстрённость, технический  танец и пантомима.

Его основная движущая сила – индуизм, с  богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов.

Профессиональный исполнитель бхаратанатьям должен не только прекрасно владеть техникой танца, но и глубоко понимать идейное и философское значение древних писаний, из которых заимствуются тексты для постановки танцевальных композиций.

     Основными аспектами танца являются нритта и абхиная.

Нрита или технический аспект, включает в себя всевозможные адаву (движения), которые, переплетаясь между собой и исполняясь в различных темпах и ритмах,  создают необычайные по красоте танцевальные узоры.

Абхиная – это искусство выражения внутренних чувств через мимику лица, язык жеста, походки и позы. Передача различных форм поэтического текса представляет собой настоящий экзамен профессиональному мастерству исполнителя.

Танцовщица либо исполняет роль главной героини произведения, обыгрывая  её разнообразные состояния, либо одновременно изображает несколько персонажей, демонстрируя искусство перевоплощения. Чтобы выразить мельчайшие оттенки чувств, танцовщица должна быть по-настоящему творческой, вдохновенной личностью.

     Репертуар сегодняшних танцоров  постепенно расширяется, включая в себя все новые и новые сюжеты. В тоже время  исполнители классического танца отказались от некоторых популярных ранее сюжетов. 

     Более двух столетий назад знаменитый танджавурский квартет - братья Понная, Чинная, Вадивелю и Шивананда – ввел общепринятые рамки развития танцевального представления, которые сохранились и по сей день. 

 

Алариппу

 

Алариппу – технический танец, довольно простой и короткий.

Основной целью алариппу является поклонение божеству, выражение почтения своему учителю и приветствие публики. Существует ещё одна, более практичная функция алариппу – разминка перед более сложными номерами.

Термин алариппу в переводе с языка каннада означает «распускающийся бутон цветка». Танцовщица, словно благоухающий цветок, предлагает свой танец и себя самою божеству.

Начало танца напоминает постепенно оживающую скульптуру, где поочерёдно демонстрируются движения шеи, плеч, рук, а затем и всего корпуса. 

Алариппу исполняется под аккомпанемент соллукатту – речетативов, талам – цимбал и ударного инструмента – мридангам.Музыкальное сопровождение алариппу сведено до минимума.

Чаще всего алариппу исполняется  шесть долей –  рупака талам, пять долей – кхандам и семь долей – мисрам. Реже на четыре и девять долей – чатурашрам и санкирнам.

 

Джатисварам

 

Джатисварам , так же как и алариппу является техническим танцем.

Если в предыдущем танце основой является ритм, то в джатисвараме к ритму добавляется музыкальный элемент – рага*.

Поскольку в джатисвараме технические элементы – джати*  исполняются под аккомпанемент  свар*, отсюда и название – джатисварам.

В начале джатисварама звучит тирманам*, под аккомпанемент которого танцором исполняется джати.

 

*Рага – комбинация свар (звукоряд) в определённом ритмическом размере.

*Свара – нота 

 

Джати – всевозможные комбинации адаву, исполняющиеся в первой – виламбита, второй – мадхья и третьей – дхрута скоростях. Эти комбинации также исполняются в различных ритмических циклах – тисра, чатурашра, кханда, мисра, санкирна джати*, и заканчиваются нечётным числом мукхтья* адаву.

 

*Джати– ритмический цикл, состоящий из определённого количества ударов.(3,4,5,7,9)

 

*Мукхтья адаву – адаву, которые исполняются  в конце технического фрагмента и, как правило, повторяются нечётное количество раз. К этим адаву чаще всего относят группы адаву«та дхин ги на тхом» и « кита така дхари кита тхом» в различных комбинациях.

*Тирманам – это своеобразные слоги, исполняющиеся наттуванаром в определённом ритмическом рисунке под аккомпанемент цимбал и ударного инструмента – мридангам.

 

Шабдам

 

Шабдам – это танцевальная композиция, в которой наряду с ритмом и мелодией демонстрируется абхиная, которая включает в себя язык жестов, мимику, различные позы и походки.

 

Поэтический текст на санскрите, телугу или тамильском языках, исполняемый во время танца, делится на четыре части короткими фрагментами абстрактного танца – джати и, как правило, прославляет божество или богатого покровителя.

 

Большинство шабдамов исполняется на мелодию раги камбходжи и раги малики в мисра чаппу* талам.

 

*Чаппу означает хлопок, при помощи которого отсчитывается талам.

 

Варнам

 

     Варнам является центральным и самым сложным танцем в  программе бхаратанатьям. Если предыдущие танцы делали акцент на какой-то один аспект, то варнам объединяет все элементы танца и музыки воедино, где рага – мелодия, тала - ритм, бхава – эмоции, синхронизируются с жестами рук, передающими смысл слов, с движениями ног, исполняемыми в различных ритмических размерах и мимикой лица, изображающей всевозможные оттенки эмоций.

    Варнам так же является тестом на выносливость и творческую энергию танцора и, как правило, длится от 30 – 40 минут.

    Основная мысль и настроение  варнама основаны на шрингаре - любви, где героиня – найика, временно покинута своим возлюбленным героем – найяка, и страстно желает вновь воссоединиться с ним.  Герой - найяка - это либо божество, либо знатный покровитель. Героиня то уговаривает его вернуться, то восхваляет его достоинства, то обижается, то даже позволяет себе  ругать его. Часто, в достижении цели героине помогает её близкая подруга – сакхи, которая является посредником между героем и героиней. Внешне, эти эмоции напоминают романтические отношения между женщиной и мужчиной. Но в них сокрыт философский смысл – извечное стремление человеческой души – дживатмы (героини) к воссоединению с  богом – параматмы (её героем), через посредничество гуру (подруги героини).

     Варнам открывается с технического фрагмента, который исполняется в трёх скоростях и носит название трикала тирманам. Первый тирманам включает в себя корайппу – танцевальный фрагмент, который вновь повторяется после паллави. Каждый тирманам заканчивается энергичным арудхи – своеобразным ритмическим рисунком, затем следует чередование абхинаи - пантомимы с фрагментами нритты – абстрактного танца.

Несколько тирманамов добавляют динамический контраст, разделяя между собой фразы текста.

Таким образом, танцор несколько раз должен переключать свой фокус со сложных ритмических узоров к эмоциональной  абхинае, стараясь сохранить целостность поэтического текста.

 

 

Падам

 

      Падам – это танцевальная композиция, которая полностью посвящена эмоциональному аспекту танца. Как и в варнаме, смысловое содержание падама основано на концепции героя и героини, которая полностью пропитана шрингарой расой – любовью. Страстная, земная любовь, является примером, используемым авторами падомов, для выражения  более тонкой, духовной любви человеческой души к богу. 

     Падам, по праву считается одной из самых лучших музыкально – танцевальных композиций, с точки зрения музыки и поэтического содержания. Ни в какой другой форме нет такого тонкого слияния звука и значения.

Для того, чтобы передать глубокую связь между музыкой и абхинаей падама, исполнителю необходимо знать язык, на котором исполняется падам, правильное толкование его текста, точное определение типа найики - героини (их всего восемь). Таким образом, падам предоставляет танцору возможность проявить своё воображение, искусство интерпретации и артистизм.

    Настоящий ценитель бхаратанатьям не даст своего суждения о степени мастерства танцора, не увидев падама в его исполнении.

    Падам исполняется в медленном или умеренном темпе, что позволяет исполнителю сделать небольшую паузу после продолжительного  варнама и перед быстрой и технически сложной тилланой.

     Большинство падамов было создано в эпоху средневековья. Наиболее известными из них  являются  падамы на тамильском языке, посвящённые богу Муруга,  и падамы, написанные известнейшим поэтом, композитором 16-го столетия Кшетрагня.

Так же большой популярностью пользуются аштапади, стихи из поэмы о Любви Радхи и Кришны – «Гиты Говинды», великого санскритского поэта XII века, Джая Девы.

 

Киртанам

 

Киртанам – это танцевальная форма, в которой восхваляется божество, воспевается его качества и подвиги. В нём сочетаются сюжетный стих и фрагменты технического тан

 

 

 

Джавали

 

   Джавали  является одним из важных танцев репертуара бхаратанатьям.

На языке маратхи, джавали означает - «взгляды, используемые в языке любви».

   Часто джавали нелегко отличить от падама по смысловому содержанию, т.к. оба основаны на шрингаре расе и взаимоотношении между героем и героиней.

Однако, существует довольно яркое различие с точки зрения музыкального исполнения: в джавали обычно используются легкие раги(мелодии), и темп танца быстрее и задорнее, чем в падаме. Следовательно, и шрингара раса изображается в более лёгкой, радостной и игривой форме.

 

Тиллана

 

       Это зажигательная техническая композиция, которая исполняется  в конце танцевальной программы. Здесь фрагменты технического или чистого танца исполняются в энергичном темпе, что требует от танцора высокого мастерства движений.

       В тиллане особый акцент делается на ритм, в то время как музыкальное сопровождение сравнительно простое, одна и та же музыкальная фраза – паллави, повторяется многократно. Эта, на первый взгляд, кажущаяся простота мелодии сочетается со сложными ритмическими узорами.

Различные адаву, переплетающиеся между собой, красивые позы, пируэты, прыжки – всё это создаёт эффектный чистый танец, напоминающий танец ожившей скульптуры.

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru