Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Катхак
История катхака

Санскритское слово «катхака» означает рассказчик, поэтому термин «катках» можно перевести как «тот, кто рассказывает историю».
Катках появился из  традиций выступлений сельских менестрелей - они исполняли истории из мифов, сказок и легенд, украшая свой  рассказ  пением, незамысловатыми жестами и движениями. Такая форма повествования, по всей видимости, существовала задолго до появления великого эпоса «Рамаяна».  Как глубоко духовный танец Катхак получил развитие в средневековой Северной Индии. Однако с началом периода мусульманских правителей он проложил себе дорогу в королевские дворцы, где превратился в ослепительный дворцовый стиль танца. Дальнейшее развитие Катхака шло в двух направлениях – одно процветало в индуистских дворах штата Раджастхан, а другое – в мусульманских дворцах Лакхнау.

Современный Катхак  - это удивительное индуистско-мусульманское наследие, органичное слияние двух великих культур. Он вобрал в себя поэзию, мифологию и духовную сущность, как индуизма, так  и мусульманских традиций.Среди прочих стилей индийского классического танца, таких как Бхаратанатьям, Одисси, Мохини-Аттам, Катхкали и других, его северное направление - Катхак- стоит особняком. Основанный на музыкальной традиции Хиндустани, этот стиль, как никакой другой из его индийских собратьев, мобилен и импровизационен. Он был всегда открыт к новым веяниям с одной стороны, а с другой - глубоко связан с религиозной песенной культурой Северной Индии, в силу чего легко и быстро распространялся и завоевал популярность на огромной территории современных штатов Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш и Раджастан. Одной из его самых заметных особенностей Катхака является позиция танцора на прямых ногах, в отличие от так характерного для южных стилей «ардхамандали» или деми-плие. Это дает исполнителям Катхака возможность быстрого и легкого передвижения в пространстве и выполнения сложных ритмических рисунков: «тукр», «тор», «паранов». В настоящее время способность танцора исполнять эти рисунки, а также импровизировать, является главным показателем мастерства выступающего, что делает этот стиль, пожалуй, самым абстрактным в индийском искусстве.

Впрочем, таким Катхак был не всегда. Вплоть до 17 века в храмовой архитектуре штата Раджастан, на могольских и джайнских миниатюрах все изображения танцовщиц и женщин, играющих на музыкальных инструментах, сохраняют позицию «ардхамандали». Трансформация произошла в поздний средневековый период, когда общий характер стиля изменился под влиянием мусульманизации севера страны.

Будучи изначально танцем-рассказом (само слово «катха» означает «повествование»), Катхак в древние века опирался на мифологию, и был, по сущности, формой передачи древних преданий о богах и их жизни, где устное повествование перемежалось с мимикой, музыкой и фрагментами танца. Упоминания, которые мы встречаем в древних текстах Махабхараты, дают нам основание утверждать, что этим занималась профессиональная группа певцов-сказителей, которых можно сравнить со средневековыми бардами и менестрелями. Представления такого рода до сих пор проводятся в отдаленных регионах и деревнях Северной Индии. Затягиваясь часто на всю ночь, они знакомят молодежь с традиционными преданиями, являясь праздником и религиозным действием одновременно.

Начавшееся в 12 веке захватническое движение мусульман на севере Индии совпало с религиозным ренессансом – движением «Бхакти» в стране. Новая волна вайшнаизма, в основе которого стояло почитание бога Кришны, стала причиной культурного возрождения в литературе, поэзии и танце. Стихи религиозных поэтов, таких как Мира, Харидас, Намдев, Сурдас, Нанд Дас, Пармананд, Кумбхдас, Кришнадас, Чатурбхудждас, Говиндасвами и Читтасвами, были переложены на музыку в стиле дхрупад и визуализированы в танце с использованием ритмических рисунков: тор и тукр. Репертуар Катхака обогатился огромным количеством танцевальных композиций любовной и религиозной лирики в стиле «тхумри», «кхаял», «дхамар» и др. В городе Вриндаване получила широкую популярность танцевальная драма «Рас Лила», в которой рассказывалось о всех эпизодах жизни Кришны. Отметим, что в тот период акцент репертуара выступлений Катхака, за исключением некоторых регионов, сместился с шиваистского к кришнаистскому.

Как было уже сказано выше, с 13 века север страны начал регулярно подвергаться набегам мусульманских захватчиков, что со временем привело к завоеванию большей части территории страны и образованию империи Моголов. Неудивительно, что последователей ислама не интересовала мифология индуизма, поэтому главный акцент в искусстве сместился на более абстрактные его виды, такие как инструментальная музыка. Алауддин Кхилджи, в чьих руках был Делийский Султанат с 1296 г. по 1316 г., заказал перевод композиций дхрупад с санскрита на всем понятный разговорный диалект Северной Индии – «браджбхаща». С середины 13 по 14 век индийская рага оказывала огромное влияние на персидскую музыку. Мусульманские и индуистские музыканты кодифицировали все детали композиций в стиле дхрупад в произведении «Ман Кутухлал», который увидел свет при дворе раджи Ман Сингх Томар из Гвалиора (1486 -1518 г.г.). Стал также известен и популярен стиль Кхаял.        

Первая персидская книга об индийской музыке - «Лахджат-э–Сикандар Шахи», а также «Китаб-э-Наурас» – были составлены во времена правления Ибрагима Адил Шаха П, Султана Биджапур (1580 – 1626 г.г.), и  содержали в себе песни, посвященные индийским божествам.

Со временем интерес к индийской музыке перерос у могольских правителей к интересу к другим визуальным формам искусства, в их числе и к Катхаку. Ко двору стали приглашаться наиболее известные и талантливые из танцоров. Вполне естественно, что правителей-мусульман не интересовала индуистская религиозная тематика и мифология, и на смену повествовательным композициям Катхака пришла виртуозность исполнения его технических аспектов. Акцент был сделан на ритмическую сложность, тональные вариации ритмов, отбиваемых ступнями танцоров, и совершенное исполнение пируэтов - «чаккр». Скорее всего, именно в это время из стиля практически исчезла позиция «архамандали» (деми-плие). Чтобы подчеркнуть ритмические рисунки, танцоры стали надевать очень большое количество «гхунгру» - колокольчиков - на ноги. В аккомпанемент танцу было введено много новых музыкальных инструментов – появившихся в то время, либо тех, которые ранее с ним не ассоциировались (ситар, сарод, саранги, табла, гармония). Основной мелодической линией стала «лехера» - музыкальная тема, отсчитывающая ритмический цикл из заданного количества единиц. Появилось большое количество новых ритмических композиции, таких как «паран», «пармелю», «фармаиши паран», «тора», «тукра», а также форма музыкального соревнования между танцором и музыкантом – «саваль-джаваб» (вопросы и ответы). Большое влияние на развитие Катхака в этот период оказало движение Суфи – появилась новая музыкальная композиция «тарана».

Импровизационная основа популярных в ту эпоху стилей – Дхрупада и Кхаяла – оказалась слишком сложной для ее переложения на язык танца, и музыкальными формами, освоенными выразительным танцем в то время стали «бхаджан», «газель» и «тхумри». Бхаджан имел религиозное содержание и был основан на ярко выраженной расе «бхакти», газель – любовное («шрингар»), а тхумри с его романтическим настроением стал выражением религиозной чувственности через символическую любовную аллегорию (смешение рас «бхакти» и «шрингар»).

К концу 18 столетия Империя Моголов рассыпалась на множество мелких феодальных княжеств, что побудило танцоров и музыкантов разъехаться в поисках покровительства. Особенный интерес к Катхаку проявлял наваб Асаф-уд-Даллах (1775-1798 г.г.), а при правлении наваба Ваджид Али Шаха (1847-1856 г.г.) в городе Аодхе, расцвет Катхака достиг, пожалуй, своего зенита. Специально для занятий по обучению танцоров и танцовщиц были построены «Парио ка кхана» и «Кайзер бхаг». Сам правитель был и танцором, и музыкантом – он поставил балет «Рахас», где исполнял главную роль. Ваджид Али Шах также является автором работ о Катхаке: «Банни», «Наджо», «Гунж-э-Рага», «Саут-уль-Мубарак», в которых он описал различные гаты – проходки, используюемые в Катхаке. При дворе Ваджид Али Шаха родилось особое направление Катхака, позже получившее известность как «Лакхнау гхарана», специализирующееся на чистоте, красоте и грациии движений. Его родоначальником можно считать танцора Пракащджи – катхака, преподававшего танец при дворе Усафа–уд–Дала. Особенную известность приобрели его сыновья – Дурга Прасад и Тхакур Прасад, а Дурга Прасад стал учителем Ваджида Али Шаха. Сыновья Дурга Прасада - Калка и Биндадин, а также три сына Калка Махараджа – Аччан, Лаччу и Шамбху Махарадж – это люди, сформировавшие современный стиль «Лакхнау гхараны». Они также возродили традиции мужского танца – ведь до них при дворах мусульманских императоров танцовщицами были в основном либо куртизанки, либо женщины из гарема, а мужчинам отводилась роль их наставников.

Другой известной и оригинальной школой Катхака, популярной в настоящее время, стала раджастанская школа, которая получила название «Джайпур гхарана». Ее основателем считается Бануджи, которого, по преданию, святой отшельник обучил танцу «Шива Тандав». Школа известна своим энергичным, технически сложным стилем исполнения, с ярко выраженным шиваистским направлением. Считается, что внук Бануджи, Кануджи, первым посетил город Вриндаван и, став преданным бога Кришны, обогатил стиль направлением «ласья» - грациозным и мелодичным.

Традиция передавалась из поколения в поколение – от Кануджи к его сыновьям Гердаджи и Шехджаджи, далее сыновьям Гердаджи – Хари Прасад и Нануман Прасад. Их дуэт стал известен при Джайпурском дворе.

Продолжили линию потомственных танцоров сыновья Нануман Прасада – Чаран Мохан Лал, Чиранджи Лал и Нараян Прасад. В отличие от рафинированных традиций Лакхнау, дворцовая культура раджастанских городов – Джайпура, Джодхпура, Удайпура и др. была сильно военизированной, и ее правители не меняли религию на мусульманство. Соответственно, танец получил развитие по линии совершенства технических композиций, разработал огромное количество новых ритмических рисунков – паранов, тукр, тор и т.д. Появился технический номер «Лее Кхари» - система деления танцевального времени по скоростям. В выразительном танце, или абхинайе, большой популярностью пользовались бхаджаны, например, «Мери суно, мери суно, хей Рама» - посвященный богу Раме.

В настоящее время специалисты выделяют еще одну яркую школу танца Катхак – «Джанаки Прасад гхарану» (по имени основателя), получившую свое развитие в городе Бенаресе. Она также уходит своими корнями в Раджастан, к так называемой школе Шьямал Дас. Братья Джанаки Прасада, Дуларам и Ганешджи Рам, были приглашены в Бенарес, где и основали знаменитую школу. Сыновья Дуларама, Пуран Лал и Хира Лал продолжили его дело, а Бихари Лал, объездив Северную Индию с концертами, позже переехал в Индор. Отличительной чертой этого стиля стало то, что в ритмических композициях используются только танцевальные «болы», или слоговые обозначения, в то время как остальные танцевальные стили также используют «болы» музыкальных инструментов: таблы и пакхаваджа.

«Лакхнау» и «Джайпур» гхараны являются на сегодняшний день двумя самыми известными направлениями Катхака. В то же время, хотелось бы подчеркнуть, что переезжающие в поисках средств к существованию танцоры – катхаки, часто общались между собой, перенимали друг у друга лучшее, создавали новое. Их ученики брали уроки у разных мастеров, а затем развивали и обогащали стили, комбинируя и экспериментируя в соответствии со своими знаниями и вдохновением.

 

 

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru