Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Катхак
Костюм

     Костюм в индийском классическом танце играет очень важную роль. Недаром «Натья Шастра» и «Абхиная Дарпана» - великие труды по театру и танцу, содержат подробное описание танцевальных костюмов, украшений, а также требований, предъявляемых к внешности  танцоров.

 

     Костюм в танце Катхак – это мощное выразительное средство, призванное не только подчеркнуть физическую красоту танцоров,но и дать представление о тематике танцевальной композиции, характере героев. Как уже упоминалось в первой главе, в истории  Катхака различают три основных периода: храмовый, средневековый и современный. Они не только внесли значительные изменения в репертуар Катхака, но и определили тенденции развития катхачных костюмов. К сожалению, нет описаний костюмов, каторые использовались исполнителями Катхака в древний (храмовый) период. Однако, опираясь на рисунки и скульптурные изображения танцоров той эпохи, дошедшие до наших дней, можно предположить, что основным женским костюмом была длинная широкая юбка («лехенга»), короткая блузка («чоли»), и полупрозрачная накидка на голову («дупатта»). Также в то время танцовщицы использовали и различные варианты драпировки ткани вокруг бедер, наподобие современного сари - свидетельством того служат многочисленные скульптурные рельефы в храмах. Танцоры-мужчины драпировали нижнюю часть туловища куском материи («дхоти»), которую пропускали между ног и завязывали на талиии.Верхнюю часть туловища украшали несколькими рядами бус. Изображая бога Кришну, танцоры надевали дхоти желтого цвета («питамбар»), подвязывали на талию зеленый матерчатый пояс и украшали голову пером павлина.

 

       Во времена мусульманских правителей костюм Катхака претерпел значительные изменения. Об этом можно судить, посмотрев могольские миниатюры, которые достаточно достоверно отображали жизнь при дворах. Так, во времена правления Акбара (17век), танцовщицы одевали юбку средней длины (до колен), блузку до талии, плотно облегавшую корпус, хлопчато-бумажные брюки («чуридар») и покрывали голову дупаттой. Иногда танцовщицы одевали на голову муслиновый тюрбан. В то же время придворные танцовщицы-куртизанки часто использовали модные в тот период платья и различные аксессуары.

 

      Согласно некоторым раджастанским  миниатюрам, относящимся к 1610-1620г.г, танцоры-мужчины носили юбку до колен и узкие белые брюки(чуридар). Поверх плечей одевался легкий шарф. В этот период и танцоры, и танцовщицы стали использовать большое количество ножных бубенчиков («гхунгру»).

 

       В 17-18в.в. разноцветные хлопковые юбки были заменены абсолютно прозрачными длинными юбками, сквозь которые хорошо просматривались чуридары ярких цветов (красные, зеленые).

В 19 веке прозрачные юбки уступили место юбкам «гагра» или « лехенга» из тяжелой газовой ткани.Танцовщицы одевали также разноцветные блузки, узкие чуридары, прозрачные дупатты, а иногда пилотки голубого, красного или белого цвета. Мужской костюм состоял из узких чуридар, длинного платья («ангарка»), пилотки или тюрбана.

 

       Во времена британского правления танцовщицы использовали длинные широкие шелковые или атласные юбки, украшенные каймой, блузки с длинными рукавами, сшитые из того же материала и газовые шали («чунни»), которые драпировались вокруг верхней части корпуса.

В настоящее время исполнители Катхака используют практически все виды упомянутых выше костюмов. Очень популярными среди танцовщиц  современныой эпохи являются следующие варианты костюмов:

1. Длинные широкие юбки, сшитые из шелка, искусственного шелка, хлопка или прозрачных тканей, украшенных каймой;

 -  Блузки, выполненные из того же материала (короткие или длинные, спускающиеся чуть ниже талии) с рукавами трех видов: выше локтя, чуть ниже локтя и полной длины.

 - Дупатты могут быть абсолютно прозрачными (в этом случае их могут драпировать вокруг головы), либо сшитыми из богато орнаментировенного материала (тогда их плиссируют на груди, а свободный конец закрепляют на талии).

 Костюм дополняется узкими чуридарами из хлопковой ткани, подбираемой под цвет юбки или контрастирующей с ней, если юбка – прозрачная.

2.Платье «ангарка», которое может быть коротким (чуть ниже колен) или длинным (до щиколоток). В последнем случае платье часто шьется из полу-прозрачой или прозрачной ткани. Поверх платья может одеваться богато расшитая жилетка.Дополняют костюм контрастные чуридары, часто совпадающие по цвету с дупаттой.

   Танцоры-мужчины чаще используют длинное платье «ангарка» в сочетании с узкими чуридарами. Намного реже одеваются дхоти с укороченной куртой.

 

      Для исполнения композиций новаторского характера исполнители могут вносить изменения и в традиционный костюм Катхака. Например, танцовщицы эксперементируют с покроем платья, отказываются от использования дупатт.

 

     Украшения, применяющиеся для танца Катхак, сильно перекликаются с украшениями, которые индийские женщины одевают во время праздников или семейных торжеств. Прежде всего это – короткое ожерелье в сочетании с длинной подвескай на шею, серьги, «тика»-украшение, покрывающее пробор волос и спускающееся на лоб, и браслеты. Современные танцоры Катхака чаще всего ограничиваются подвеской на шею(или бусами) и маленькими серьгами.

К содержанию
Новости
  • "История катхака в датах и лицах: в поисках происхождения традиции" .
    Далее
  • Танцевальный проект с Еленой Князевой приглашает на концертную программу "Рага любви". 18 апреля в 19.00
    Далее
  • Творческий вечер Виталины Лобач "30 лет Одисси в Москве". 20 апреля в 19.00
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • V международный конкурс «Солнечный танец» с 11 по 13 августа 2018 года. Болгария!!!
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru