Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Катхак
Метры стиля

Каждая из существующих в настоящее время школ Катхака, как то – Лакхнау, Джайпур и Бенарас гхараны получила свое разввитие благодаря творческим  усилиям  и яркой индивидуальности отдельных мастеров стиля.

Так, Лакхнау гхарана обязана своим лидирующим положением длинной цепочке харизматических учителей–исполнителей, оставивших после себя огромное количество своих  последователей. Так, сыновья талантливых Биндадина и Калка Махараджей оставили незабываемый след  в Катхаке – Аччан Махарадж своей грациозностью, чистотой движений и ритма, и Шамбху Махарадж тем, что он достиг необыкновенных высот в выразительном танце  (абхиная), передавая смысл стихов через большое количество поэтических ассоциаций. Его интерпретации таких тхумри, как «Бата до гуиньян», «Кон гали гае, Шьям» и «Бетхе соче бридж бхама» остаются до настоящего времени непревзойденными примерами тех высот, каких может достичь выразительный танец.

     Лаччу Махарадж, обосновавшись в Бомбее и став одним из самых успешных хореографов в индийском кинематографе, прославился как мастер «ласья–анга», или грациозности движений, и был способен выразить эмоциональное богатство танца даже в чисто технических композициях. Он впервые в Индии поставил танцевальную драму «Малти Мадхав», основанную на классическом произведении «Бахабхути», которая увидела свет в 1958г. в институте «Бхаратия Кала Кендра».

Его племянник – Бирджу Махарадж, впитавший лучшее от обоих братьев, стал практически родоначальником современного Катхака и гордо несет его традиции и по сей день.

 

     Великие Гуру Джайпур гхарана также оставили свой след в истории стиля  как учителя, так и  исполнители.Так, Джайлал, проработав немало лет при дворах махараджей Джайпура и Райгарха, позже был приглашен в институт танца в Калькутте.

Его младший брат Сундер Прасад в раннем возрасте прошел обучение у Биндадина Махараджа, что позволило ему стать специалистом как Джайпур, так и Лакхнау гхаран. В 30-х годах XX века он основал школу им.Махараджа Биндадина в Бомбее, где он преподавал более 20-ти лет.В то время его лучшими учениками были: Мохан Рао Кальянпуркар, сестры Пуваях, Суналини Деви, Ширин Вадживдар, мадам Менака, Сохан Лал, Хира Лал и Рошан Кумари. В 1958 г. он начал преподавать в институте «Бхаратия Кала Кендра», Дели, где под его руководством прошли обучение практически все наиболее известные в настоящее время танцоры Катхака, такие как Ума Шарма, Урмила Нагар, Кумудини Лакхия, Майа Рао, Дурга Лал и т.д.

 

       В другом известном делийском институте «Гандхарва Махавидхьялая» в середине XХ века в течение  ряда лет преподавал также один из известных представителей Джайпур гхараны – Нараян Прасад. В числе его знаменитых учеников  - его племянник  Кундан Лал Гангани и ставшая знаменитой по всей Индии благодаря активной гастрольной деятельности Рани Карна.

Кундан Лал Гангани, долгое  время  преподававший в «Катхак кендре», Нью Дели, воспитал многочисленную плеяду талантливых учеников, среди которых – Прерна Шримали и двое его сыновей – Раджендра Кумар и Фатех Сингх  Гангани.

Рассказав о наиболее выдающихся учителях Катхака, чьи имена донесла до нас история, хотелось бы подробнее остановиться на работах и достижениях людей, оказавших влияние на развитие  Катхака в XX веке:

 

 

Мадам Менака:

С закатом империи Моголов и усилением европейского влияния в период британcкого правления в Индии произошло постепенное угасание Катхака как чисто классической традиции. Был взят курс на развлекательность и опошление многих принципов танца, им стали заниматься куртизанки и женщины легкого поведения. Социальная стигма коснулась даже храмовых танцовщиц. Это привело к тому, что девушки из благородных семей перестали заниматься этим видом искусства.

Первой танцовщицей, которая нашла в себе силы сломать общественные стереотипы, была мадам Менака. Ее достижения стали действительно выдающимися – пройдя курс обучения у лучших Гуру того времени, она заново открыла классическое значение Катхака для народа своей страны, и в то же время познакомила с ним зарубежного зрителя. Не ограничивая репертуар Катхака узкими рамками одной гхараны, она первой задумала и воплотила в жизнь идею балетной постановки в Катхаке.Для этой цели она в середине 30-х годов XX века основала первую профессиональную балетную труппу, которая с большим успехом выступала по всей Индии, а также в странах Юго-Восточной Азии и Европы.

 

Ситара Деви:

Яркая представительница Лакхнау гхараны, она создала свой собственный, запоминающийся и неповторимый стиль: эмоциональная, взрывная, она легко устанавливает контакт с любой публикой.Ситара Деви была первой профессиональной катхачной танцовщицей, снявшейся во многих коммерческих  фильмах 40-х годов прошлого века.

 

Гопи Кришна:

Другим катхачным исполнителем, оставившим след в Бомбейском кинематографе, стал племянник Ситары Деви – Гопи Кришна. После своего ошеломительного дебюта в фильме «Джанака джанака паяль бадже» его карьера была определена – он надолго связал себя с кино и поставил хореографию к большому количеству фильмов, а также прославился  по всей Индии как соло-танцор. Его танцевальный стиль полон энергии, он отличался широтой движений и экспрессивностью.Гопи Кришна открыл свой танцевальный институт «Натешвар Нритья Кала Мандир» в Бомбее.

 

Рохини Бхате внесла значимый вклад в развитие Катхака по многим направлениям.Замечательная танцовщица, стиль которой отличается достоинством и изысканностью движений, она также стала серьезным исследователем, написавшим несколько книг. Основав свой собственный танцевальный институт «Нритья Бхарти» в городе Пуна, она воспитала в нем много талантливых учеников и стала автором таких запоминающихся постановок, как «Шакунтала», «Риту Самхар» и «Уша Сукта».

 

Мая Рао:

Пройдя обучение у знаменитых Гуру как Джайпур, так и Лакхнау гхарана, она была одной из немногих, кто танцевал дуэтом с Шамбху Махараджем, а также ассистировал ему в постановке танцевальных драм (например,  «Говардхан Лила», «Бхаглила» и «Катхак ке кахани»- «история катхака»). Она получила стипендию на обучение в СССР и прошла курс хореографии в ГИТИСе. В то время она также помогла в постановке балетов «Шакунтала» и «Амир Кхусро» в Москве. По возвращении в Индию она основала институт хореографии «Натья» в Бангалоре, где Мая Рао преподает Катхак и хореографическое мастерство многочисленной плеяде учеников.

 

 

Бирджу Махарадж:

Пожалуй, никто не сделал для развития и популяризации Катхака больше, чем сын Аччана Махараджа – пандит Бирджу Махарадж. За свой творческий вклад он получил множество титулов, в том числе и один из самых престижных в Индии – «Падма Бхушан». Наверное, никто из учителей Катхака не имел и не имеет такого огромного  количества учеников и последователей не только по всей Индии, но и за рубежом.

Потеряв отца в раннем возрасте, он обучался под руководством двух своих знаменитых дядей – Шамбху и Лаччу Махараджей. Ему едва исполнолось 14 лет, когда , приехав в Дели, он начал преподавать на отделении Катхака в институте музыки и танца «Бхаратия Кала Кендра».

Бирджу Махарадж – человек, необыкновенно одаренный во многих областях искусства. Как соло-исполнитель он обладает настолько сильной энергетикой, что может глубоко тронуть любую, даже самую неподготовленную публику. Он разработал свой собственный элегантный стиль, напоминающий по чистоте линий красоту и тонкость могольских и раджпутских миниатюр. Бирджу Махарадж может сделать легко понятными самые сложные технические композиции, его выступления образны и интерактивны.На протяжении долгой творческой жизни  он стал автором огромного количества как элементов чистого танца (бол, бандиш), так и смысловых номеров. Обладая потрясающим чувством ритма и богатым воображением, он может  свободно  импровизировать не только в технических номерах  (таких, как «саваль-джаваб»), но и спонтанно разыгрывать мимические сценки, обогащая их большим количеством  поэтических нюансов.Легендарным стало его исполнение «маюр гат» («павлин»), а также различных эпизодов из жизни Кришны. Бирджу Махарадж с одинаковым мастерством играет на нескольких музыкальных инструментах (табла, пакхавадж, дхолак, гармониум), великолепно поет, сочиняет стихи.

Более 25 лет своей жизни пандит Бирджу Махарадж посвятил постановке танцевальных драм и балетов на исторические, мифологические сюжеты, а также первым обратился  к темам, взятым из повседневной жизни. Самыми знаменитыми из его произведений стали: «Шан-е-Авадх», «Кришнаяна»,  «Хори Дхум Мачори», «Лайапарикрама»,  «Наваграха», «Нритта Кели» и многие другие.

 

Ума Шарма:

Будучи великолепным соло-исполнителем, активно гастролирующем в Индии и за рубежом, Ума Шарма существенно расширила репертуарные рамки Катхака, проведя собственные исследования народных танцевальных форм Бриндавана – «Раас Лила».

Кроме того, она возродила и вынесла на большую сцену  многочисленные аштапади, пады Сурдаса, Раса Кхана и любовные лирические композиции – «газели».Ума Шарма является директором и основателем своей собственной танцевальной школы в Дели – «Бхаратия Сангит Садан».

Дурга Лал:

Другим замечательным танцором Катхака, оставившим свой след в истории стал Дурга Лал. Его яркий, мужественный и энергичный стиль  исполнения надолго стал визитной карточкой Джайпур гхарана. Великолепная работа ног, быстрые, завораживающие пируэты и их безошибочно точное завершение – это то, чем он запомнился зрителям.

К сожалению, Дурга Лал рано ушел из жизни.В 80-х годах XX века он преподавал в «Бхаратия Кала Кендра», Нью-Дели, и воспитал плеяду талантливых ученикив, в числе которых Ума Догра и Нандани Сингх.

 

Кумудини Лакхия:

Кумудини посчастливилось пройти обучение у великих Гуру как Джайпур, так и Лакхнау гхараны. Она танцевала дуэтом с Бирджу Махараджем в танцевальных драмах «Малти Мадхав» и « Кумар Самбхава».

В молодые годы она получила возможность объехать всю Европу с танцевальной труппой знаменитого танцора и хореографа – Рам Гопала. Во время гастролей молодая танцовщица познакомилась с традициями западной хореографии, сценическим оформлением, освещениеми и дисциплиной, что впоследствие нашло отражение в ее собственных постановках и стиле работы. Кумудини Лакхия -  смелый инноватор и экспериментатор, но при этом она удачно сочетает новое с классическими основами Катхака. Ее чувство цвета, дизайна, костюмов и подборки материала высокоэстетично и несет в себе черты ее яркой индивидуальности. Она является автором многих работ, определивших креативное направление в Катхаке во второй половине XX века. Назовем некоторые их них: «Венунад», «Дхабкар», «Двидха», «Атох Ким» и др.

В течение последних 20-ти лет она возглавлят академию танца «Кадамб» в городе Ахмедабаде. Среди ее учеников, уже получивших  большую известность  -  Дакша Сетхи, Адити Мангалдас, Молик Шах, Ишира Парикх, Сандья Десаи.

 

Мунна Шукла:

Мунна Шукла – внук легендарного маэстро Аччана Махараджа. В течение ряда лет он преподавал в г.Пуна  (танцевальный институт «Кала Чхая»), после чего вернулся в Дели и стал одним из самых  плодовитых Гуру Катхака  в национальном Институте танца – «Катхак Кендра». Он воспитал большое количество талантливых учеников, среди которых можно отметить Налиму Азим, Ниру Батра, Табассум Ахмед, Парвати Датта, Нехи Коол, Кавиту Тхакур и русскую танцовщицу – Татьяну Назарову. Мунна Шукла получил известность и как талантливый хореограф. К числу его самых успешных работ относятся :

Балет «Шан-е-Мугхал», а также постановки «Ангамукти», «Ecstasy»,

«Катхакаян», «Шраван Шьям», «Чатуранг».  

 

Урмила Нагар  - яркий представитель Джайпур гхараны, ее творческий почерк сильно определен талантом вокалистки. Она часто поет во время своих сольных выступлений. Обладая яркой индивидуальностью, она блестяще исполняет сложные технические композиции джайпурской школы.

В молодые годы она часто принимала участие в танцевальных драмах Бирджу Махараджа. В течение многих лет Урмила была одной из ведущих Гуру института «Катхак Кендра» в Дели, где сделала ряд талантливых постановок ( «Сангам», «Нритья Маалика») и воспитала большое количетво учеников, среди которых – Екатерина Селиверстова из России.

 

Гитанджали Лал – происходит из семьи потомственных музыкантов. Она  много выступала как соло, так и в составе постановочной труппы « Катхак Кендры». Ее стиль отличается элегантностью и точностью исполнения. Гитанжали Лал -  член преподавательского состава института «Катхак Кендра» и является автором многих интересных постановок («The spirit», «Тарана», « Индрадхануш», «Холи», «Moments», «Камини»).

 

К содержанию
Новости
  • "История катхака в датах и лицах: в поисках происхождения традиции" .
    Далее
  • Танцевальный проект с Еленой Князевой приглашает на концертную программу "Рага любви". 18 апреля в 19.00
    Далее
  • Творческий вечер Виталины Лобач "30 лет Одисси в Москве". 20 апреля в 19.00
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • V международный конкурс «Солнечный танец» с 11 по 13 августа 2018 года. Болгария!!!
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru