

Благодаря успешной деятельности ряда институтов классического танца, в которых преподают ведущие Гуру современности, а также активной поддержке государства (как то: проведение фестивалей и конкурсов, спонсорская поддержка многих проектов и т.д.) создались условия для творческого роста молодых исполнителей. Они активно гастролируют как в Индии, так и за рубежом, и создают свои школы танцев. Мы попытаемся перечислить тех, кто запомнился нам своими блестящими и ярко индивидуальными выступлениями за последние 10 лет.
Дипак Махарадж – младший сын пандита Бирджу Махараджа, отличается своим собственным неповторимым танцевальным почерком. В совершенстве владея традиционной техникой танца, он сочиняет новые ритмические и музыкальные композиции, эксперементирует с пластикой и ритмикой в своих сольных программах, каждый раз удивляя зрителя неординарными решениями. Его выступления никого не могут оставить равнодушным. Он танцует лидирующие партии в большинстве постановок своего Гуру и отца, а также сыграл роль Ромео в недавнем балете Сасвати Сен «Ромео и Джульетта». Помимо танцевального искусства он также владеет вокальным и инструментальным мастерством и время от времени аккомпанирует другим ученикам пандита Бирджу Махараджа.
Хариш Гангани – младший сын легендарного маэстро Кундан Лал Гангани, Хариш с раннего возраста получил традиционное танцевальное воспитание, хотя всвязи с ранней смертью своего отца, его Гуру стал старший брат – Раджендра Гангани. Хотелось бы отметить его многочисленные сольные выступления, а также дуэтные проекты с танцовщицами Паруль Сингх, Нирой Кхандури и Элеонорой Маргориной. Помимо этого он принимил участие в балетных постановках Бирджу Махараджа и своего Гуру. Успешно выдержав отборочную комиссию I.C.C.R (Индийский совет по Культурным связям с зарубежными странами) он получил направление и в течение 4-х лет (2000г.-2004г.) преподавал Катхак в Культурном Центре им.Джавахарлала Неру в Москве. Находясь в России, Хариш очень активно гастролировал и выпустил учебную кассету по Катхаку. В 2006г. он представил свою программу для фестиваля I.C.C.R, где выступил со своими ученицами из России. В настоящее время Хариш преподает Катхак в филиале института «Катхак Кендра» в г. Дели.
Правин Гангани – будучи представителем потомственной семьи танцоров Катхака Джайпур гхарана, Правин также изучал стиль Лакхнау гхарана у пандита Бирджу Махараджа. Он успешно сочетает оба стиля в своих сольных выступлениях. Правин принимал участие во многих балетных постановках своего Гуру, он также активно гастролирует за рубежом. С 2007 по 2010 г. Он преподаёт в Культурном Центре им. Джавахарлала Неру Посольства Индии в г. Москве.
Шикха Кхаре – одна из ярких молодых исполнительниц, Шикха училась у пандита Бирджу Махараджа. Она в течение последних 3-х лет преподает в филиале института «Катхак Кендра» в г. Дели. Часто выступает с сольными программами, а также с дуэтными и групповыми композициями.
Абхиманью Лал – будучи приемным сыном известной Гуру Гитанджали Лал, он является одним из лучших ее учеников.Яркая, живая презентация технических композиций и выразительная абхиная позволяет ему легко завоевывать сердца зрителей. Он часто солирует в постановках своей Гуру, много гастролирует и не боится эксперементировать. Так, недавно он показал композицию в стиле «fusion»с танцорами фламенко. Он хорошо играет на нескольких индийских ударных инструментах и в 2002 году аккомпанировал танцовщице Прагати Суд в ее турне по нескольким городам Европы и России.
Табассум Ахмед – выпускница «Катхак Кендры» (класс Гуру Мунна Лал Шукла), Табассум - представитель стиля Лакхнау гхарана. Она дала ряд удачных сольных концертов в г. Дели, после чего уехала на свою родину – Бангладеш – и основала собственную школу танца в г. Дхакке. Ее сестра –
Мунмун – ученица пандита Бирджу Махараджа – после завершения обучения также вернулась в Дхакку и открыла школу, где успешно пркподает не только Катхак, но и народные танцы.
Абхай Мишра – представитель традиционной семьи музыкантов, Абхай Мишра прошел обучение у пандита Бирджу Махараджа. Его сольные выступления отличаются эмоциональной искренностью и технической сложностью. В настоящее время Абхай преподает Катхак в Индийском Культурном центре в Лондоне.
Парвати Датта - окончила институт «Катхак Кендра» в г.Дели( класс Гуру Мунна Лал Шукла»), параллельно освоила второй классический стиль танца – Одисси под руководством известной танцовщицы Мадхави Мудгал. Она много выступает с сольными и дуэтными композициями. Парвати основала свою школу в г. Аллахабаде. В 2002 году она вынесла на суд взыскательной публики фестиваля «Катхак Махотсав» (г. Дели) интересную постановку « Кан», где выступила вместе со своими учениками.
Анураг Варма – ученица Раджендра Гангани, она обладает необыкновенно легким и воздушным стилем, как будто «порхает по сцене», и в то же время отличается отточенностью техники. Анураг много ассистировала своему Гуру в его работе со студентами, исполнила лидирующие партии в его постановках. В течение ряда лет она преподавала Катхак в «Шри Рам Бхаратия Кала Кендра» ( г. Дели), а в настоящее время обучает молодое поколение танцоров в институте танца «Катхак Кендра» г. Джайпур.
Анупама и Раджендра – талантливые ученики знаменитой Гуру Майа Рао, они открыли свою школу в г. Бангалоре. Являясь интересным семейным дуэтом( Анупама и Раджендра – муж и жена), они много выступали со своими собственными композициями на самых престижных фестивалях Катхака, а также успешно сотрудничают с Гуру Кумудини Лакхия.Зрители по достоинству оценили их прочтение знаменитой постановки «Саат,Саат», в которую они привнесли свое понимание.
Алакнанда Дас Гупта – выпускница института танца «Катхак Кендра» г.Дели (класс Гуру Мунна Лал Шукла), Алакнанда открыла свою собственную школу в г. Нойда (пригород Дели). Она проявила себя не только как талантливый исполнитель, но и интересный хореограф. В ее постановках, таких как «Кришна Лила», обычно принимает участие до 100 учеников в возрасте от 4-х до 15-ти лет.
Канчан Марадан – ученица Гуру Прерны Шримали, закончив институт танца «Гхандхарва Махавидхьялая», она переняла эстафету своей Гуру и преподает в своем институте Катхак начинающим классам.Она также дала ряд удачных сольных концертов в Индии и за рубежом,и регулярно принимает участие в постановках своей Гуру.
Мониша Наяк – Одна из самых преданных и талантливых учениц Гуру Раджендра Гангани, Мониша много ассистирует ему в преподавательской и гастрольной деятельности. Мониша – одна из немногих, кому с блеском удаются самые сложные композиции стиля Джайпур гхарана. Молодая танцавщица объездила со своими сольными и групповыми выступлениями весь мир.Ее незаурядный талант был замечен и другими Гуру, которые приглашают ее в свои постановки (например, Гуру Гитанджали Лал, Рани Кханам). В настоящее время Маниша Наяк преподаёт катхак в институте «Гандхарва Махавидхьялая».
Кавита Тхакур – окончив институт танца «Катхак Кендра» г. Дели в 1999г.,
Кавита много солировала в композициях своего Гуру, дала несколько запомновшихся соло – выступлений. Она выезжала несколько раз за рубеж и провела удачные мастер-классы в Германии и Швейцарии . Являясь также специалистом по йоге, она преподает йогу в институте «Катхак Кендра». В 2009 году она открыла свою школу танца городе Дели.
Хотелось бы отметить, что в этой статье мы не имели возможности подробно описать каждого или хотя бы просто перечислить всех тех, кто внес и продолжает вносить вклад в искусство Катхака. Но мы надеемся, что это маленькое эссе смогло дать общее представление об истории и тенденциях развития Катхака и пробудит заслуженный интерес к этому древнему искусству.
![]() |
Ведущие гуру и исполнители современности | К содержанию |