Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Катхак
Музыкальное сопровождение

Говоря о музыкальном сопровождении танца Катхак нужно учесть все культурные влияния Северной Индии – и богатство фольклора различных национальных групп, проживающих на ее территории, и классическую музыкальную традицию Хиндустани. Следует отметить, что среди всех классических стилей танца Индии систему Хиндустани использует только Катхак.  Танцевальный стиль и музыка связаны здесь настолько тесно, что развивались и изменялись с течением времени параллельно, оказывая друг на друга взаимное влияние.

 

    В Индии само слово «музыка» - «сангита» - это комбинированное понятие, включающее в себя как неотъемлемые части пение («гита»), игру на музыкальных инструментах («вадья») и танцевальное искусство («нритья»). Таким образом, танец изначально включен в музыку как его неотъемлемая часть.

 

    Основой музыкальной традиции Хиндустани стала мелодическая си стема Рага, дословно с Санскрита означающая «расцвечивать».Она основана на различных способах комбинирования 7-ми основных тонов(са, ре, га, ма, па, дха,ни – соответствующим европейским до, ре, ми, фа, соль, ля,си) и 5-ти полутонов. Каждая из этих фиксированных комбинаций адресована определенному внутреннему состоянию человека или природы и развертывается на данном отрезке времени.При исполнении танца Катхак для «лехеры»(мелодии, поддерживающей ритмический цикл) и выразительных номеров выбирается Рага, соответсвующая настроению, времени года и ситуации. Например, первая любовь, весна и расцвет чувств обычно ассоциируются с рагами «Басант» или «Бахар». Для каждого Тала, или ритмического цикла, также используется определенная лехера .Она, разворачиваясь от первого удара цикла – «сам» - до следующего «сам», как бы отсчитывает музыкальные единицы времени.

 

  Самые ранние классические музыкальные формы «Чандас» сильно отличаются от средневековых музыкальных традиций «Прабандха». Своими корнями Катхак восходит к «киртанам», музыкальным композициям, используемым в Раас-Лила Кришны, а также к «киртанам» школы дхрупад, которые исполнялись певицами как часть религиозного ритуала в храмах.Многие из появившихся в средние века музыкальных номеров – Хори, Дхамары, Пада, Аштапади из «Гита Говинда» и Бхаджаны –сразу были переложены и на язык танца.Бхаджаны на стихи Сурдаса, Тулсидаса, Мира Баи и других поэтов и до сих пор – значительная часть репертуара Катхака.Танцор по традиции и пел, и разыгрывал эти песни. Это, естественно, привносило очень сильный элемент религиозного поклонения и личного эмоционального участия. Сегодня эта личная причастность выражена слабее, поскольку танцор находится в зависимости от другого исполнителя – музыканта, чье понимание темы может быть иным, нежели у танцора.Таким образом,

 

      Катхак в то время был безусловно религиозным искусством, а танцоры- специалистами Бхава и великолепными вокалистами.

С приходом Моголов к власти на территории Северной Индии и музыкальная традиция Хиндустани во многом должна была измениться.

 

     Помимо религиозной и духовно-направленной музыки, которая также продолжала существовать, влияние мусульманского темперамента не могло не отразиться на развитие основных музыкальных форм. Появились лирическо-эротически окрашенные Тхумри, Дадра и Газель, величественный Кхаял – то есть новый спектр романтических тем, уравновешивающий ранее доминирующий элемент бхакти. Нужно отметить, что поэтические тексты большинства из этих композиций слагались на языке Браджбхаща, и в меньшей степени Авадхи, Бходжпури, Магадхи и т.д. Традиция передавалась устно из поколения в поколение.

 

       Средневековье – время появления и наиболее популярных в настоящее время музыкальных композиций.Это Тарана, Адана, Тирват и Чатуранг.Тарана сложилась в период увлечения мусульманских правителей суфизмом, что отразилось в ее медитативном настроении. Частое повторение слогов «та-на-на-на», «яллали», «яллалум», «дим», «том», «дхерена» как бы завораживает слушателя, а зритель восхищается большим количеством пируэтов, используемых в хореографии этого номера.

      Тирват – ритмическая музыкальная композиция, в которую помимо нотного звукоряда включены фрагменты из композиций ударных инструментов Табла, Панхавадж и т.д.. Музыкальный текст Саргама использует только различные комбинации индийской нотной азбуки, а Чатуранг включает в себя все четыре их разновидности: песенную часть(кхайал), тарану, саргам и тирват.

 

      Рассказывая о музыке в Катхаке невозможно было бы не назвать основные музыкальные инструменты, которые используются в качестве аккомпанемента. Это, в первую очередь, ударные Табла и Пакхавадж, где табла – два вертикально установленных барабана, соответственно для правой и левой руки, а пакхавадж – горизонтальный продолговатый барабан. Правая часть табла и пакхавадж изготавливаются из дерева, с натянутой на края кожей, и служат для поддержания ритмического рисунка танца. Вокалист обычно использует Танпура (струнный инструмен, задающий основной тон), либо Гармониум (вариант гармоники, или клавишный инструмент, использующий надувание мехов). Лехера обычно поддерживают смычковый Саранги, либо струнно-щипковые Ситар или Сарод. Также могут быть использованы флейта и цимбалы. Сливаясь воедино, необыкновенно возвышенный мир индийской музыки и танца создаёт особую реальность, реальность красоты и одухотворенности.

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru