Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Катхак
Репертуар

В репертуаре Катхака, как и в других классических танцевальных стилях Индии, выделяют два аспекта: нритту и нритью.

1. НРИТТА

 

        Нритта – означает чистый танец. К нритте относят танцевальные композиции, состоящие из абстрактных, то есть не имеющих смысл, движений: тхаат, аамад, салами, тора, тукра, паран, парамелю, а также ритмические композиции для ног: таткар, тихайи, болбант, лари, рела и т.д.

       В отличие от других индийских классических танцев, техника чистого танца в Катхаке базируется на очень естественных позах тела и ног танцоров. Так, основная позиция исполнителя Катхака – это выпрямленный корпус и ноги. Для сравнения вспомним, что, например, в Бхарат Натьям одна из основных поз – это араманди или полу-плие с расставленными в стороны коленями и разведенными руками. В стиле Одисси – это трибханги или троекратный изгиб – при этой позе танцор наклоняет шею, изгибается в талии и сгибает колени.

      В силу этой особенности, нритта в Катхаке воспринимается зрителем как самозабвенный полет фантазии, как естественная потребность человека к танцу, к движению.

 

Ниже приведем краткое описание композиций чистого танца в Катхаке.

  • Тхаат – в буквальном переводе означает “изящную манеру держатся, фигуру, полную величественного спокойствия”. Танцор украшает эту позу мельчайшими плавными движениями глаз, бровей, шеи, запястий, рук и груди (эти движения известны под термином “касак-масак”). При виртуозном исполнении данные движения столь незаметны, что, с одной стороны создают ощущение покоя, сдержанности и единства формы, а с другой стороны – привносят в танец иллюзию распускающихся цветов. Тхаат – самая изысканная часть нритты в Катхаке. Творческая энергия проявляется здесь очень тонко. По воспоминаниям известной танцовщицы Прерны Шримали – ее гуру – Кунданлал Гангани – во время объяснения, как надо исполнять тхаат, постелил на пол кусок тонкой материи. Он попросил ученицу станцевать тхаат на этой ткани и постараться не смять ее в складки во время передвижений.
  • Аамад – персидское слово, буквально означающее “прибывать”. В аамаде танцор выполняет движения руками и корпусом лишь в сопровождении слогов (болов) табла: “тха тхей таам а тхей таам”. И тхаат и аамад исполняются в медленном темпе (его называют “виламбит”). Однако, после введения в Катхак болов  пакхаваджа: “дха така тхун гаа”, была создана чрезвычайно интересная композиция – паран-аамад, объединившая две части: паран и аамад и исполняемая в несколько более быстром темпе. При этом, движения парана, сопровождаемые болами пакхаваджа, энергичные и мужественные по настроению, могут быть отнесены к тандава (мужской стиль танца), а движения аамада, исполняемые под болы табла – к ласья (женское начало в танце). Существует и еще одна разновидность аамада – тейз-аамад или быстрый аамад. Его обычно танцуют в среднем темпе (мадхья).
  • После того как Катхак начали исполнять при дворах мусульманских правителей (см. главу История Катхака), была разработана очень изящная композиция – салами, во время которой танцор приветствовал набоба и его придворных.
  • Один из самых захватывающих моментов в Катхаке – потрясающая виртуозность танцоров при исполнении небольших ритмических композиций: тора, тукра, паран, парамелю. Их танцуют в быстром темпе, что требует от исполнителей подвижности, четкости движений и самоконтроля. Торы и тукры строятся на болах табла и, как и в случае с аамадом, отличаются более мягкой манерой – ласья. Очень распространенными болами тукры являются: “тат тат тигдха диг диг, тигхда диг диг, тат тат тэй-а кран…”. Такие тукры называются  натвари-тукры, или тукры, которые исполнял Бог Кришна. По преданию, болы натвари-тукры родились, когда Натвар (Бог Кришна) победил демона-змея Калию и исполнил победный танец на его капюшоне.
  • Параны – ритмические композиции, исполняемые под болы пакхаваджа. Обычно они состоят из очень быстрых движений, исполняемых в стиле тандава, что хорошо передает их мужественный, энергичный характер. Если тора или паран исполняются трижды как единая композиция, то это чаккардар тора, паран.
  • Парамелю строятся на болах различных ударных инструментов: нагары, пакхаваджа, таблы, манжиры, дафа (“пара” – означает “различные”, “мелю” – “части”). Именно поэтому структура их болов очень разнообразна по звучанию и состоит из таких болов как: “тхари”, “куку”, “джанак”, “диванга, “дхиланга”, “джиджикита” и т.д.
  • Неотъемлемой частью репертуара Джайпур гхараны являются сангит ка торы или торы, болы которых интонационно напоминают звучание песенных стихов. Например, “дриг джагира, дриг джагира” и т.д.

Разнообразные движения корпуса, рук танцора Катхака, а также энергичные ритмы ног в торах, тукрах, паранах и парамелю часто перемежаются чаккарами (вращением). Чаккары – одна из самых ярких технических особенностей Катхака. Исполнитель должен в быстром темпе совершить многократные вращательные движения вокруг вертикальной оси. Внешне это немного напоминает балетные пируэты. Техника Катхака также требует, чтобы при поворотах одна нога танцора была поставлена вдоль центральной линии тела, а другая – немного приподнята. По скорости поворотов, продолжению начатого при поворотах движения и чувству равновесия, необходимого для резкой остановки в конце, можно легко отличить хорошего танцора от плохого. Пируэтов может быть много, и часто танцор начинает их на одном месте, а затем, не прекращая вращения, движется по сценическому кругу. Однако, на зрителей наибольшее впечатление производит не просто количество поворотов, а то, как в конце сложного номера чистого танца танцор, безукоризненно выполнив повороты, мгновенно застывает в прекрасной позе.

Еще одной отличительной чертой нритты в Катхаке является парант или декламация болов. Гуру или сам танцор произносят болы, стараясь придать голосу и интонациям наибольшую выразительность. Таким образом, зрителей призывают понять красоту и сложность исполняемой композиции. Четкая и правильная декламация очень важна, и для расстановки требуемых ударений и нюансов необходимо особое умение и талант. По традиции, торы, параны, парамелю исполнитель сначала декламирует, а потом танцует. И если парант прозвучал очень выразительно, танцора награждают аплодисментами еще до того, как он начал танцевать.

Ритм – один из наиболее богатых и выразительных элементов Катхака. Некоторые его тонкости требуют от зрителя пристальнейшего внимания, а от исполнителя – высокой технической подготовки. Поэтому важным аспектом нритты в Катхаке являются разнообразные ритмические узоры, которые танцор выбивает ногами. Такого совершенства, виртуозности и разнообразия ритмов ног, которыми владеют исполнители Катхака, пожалуй, нет ни в одном другом классическом танцевальном стиле Индии. Короткие композиции для ног, в большинстве случаев повторяемые трижды, называются тихайи. Более длинные вариации ритмов ног, со сложным внутренним рисунком, - это болбант, лари, рела. Все эти композиции исполняются на высокой скорости и требуют хорошего владения техникой Катхака. Ведь во время работы ног тело танцора выше талии должно оставаться совершенно неподвижным. Учитывая, какие мышечные усилия необходимо для энергичных движений ног и ступней, сохранение такой позы – немалое достижение. Для этого требуется долгая практика и строгая самодисциплина. При работе ног важно не просто выбивание ступнями ритма, а контроль над звучанием, чередование громких и мягких ударов, чистого открытого и измененного звука, постепенного высвобождения и сдерживания энергии, неожиданного взрыва темпа и почти неслышного приподнимания ноги во время паузы. Все это и делает выступление танцора Катхака по-настоящему интересным.

Исполнителя Катхака также учат и импровизировать – “играть” с ритмом, выбиваемом ступнями. Такие импровизации, называемые уппач, создают атмосферу непредсказуемости и вызывают у зрителя неподдельный интерес.

Подчеркнуть богатство ритмических узоров, усилить их звучание, обогатить нюансами помогают прикрепленные на щиколотках танцоров колокольчики – гхунгру. В отличие от исполнителей других классических стилей, танцоры Катхака надевают самое большое количество гхунгру – от 100 до 200 колокольчиков на каждую ногу.

Все композиции чистого танца в Катхаке исполняются под аккомпанемент ударных инструментов (в основном, табла, для некоторых композиций – пакхаваджа), а также струнного инструмента – саранги. Исполнитель на саранги играет определенную мелодию, называемую лехра (или нагма). Лехра – это рефрен, повторяющийся через фиксированное число тактов. Число тактов в лехре зависит от тала, в котором танцует исполнитель Катхака. Понятие тала – одно из самых важных и определяющих в индийской классической музыке и танце. Тал – это ритмический цикл, состоящий из определенного количества ударов. На протяжении длительного периода развития классических музыкальных и танцевальных традиций Индии, было создано много талов. В Катхаке самыми распространенными и часто используемыми талами являются: тинтал (16 ударов или матр), джаптал (10 ударов), дхамар (14), чоутал (12), рупак (7), дадра (6), панчамсавари (15) и некоторые другие.

Первый и последний удар в тале называется сам. Все композиции нритты в Катхаке заканчиваются в саме. Подойти к саму и выделить его как основную кульминационную точку композиции – трудная задача, требующая математической точности и глубокого понимания тала и структуры ритма. В связи с этим танцоры уделяют особое внимание конечным позам танца, добиваясь их разнообразия и, по возможности, окрашивая их в эмоциональном плане.

Ритмическую структуру тала танцор Катхака  может показать при помощи ритмов ног. При этом такая работа ног называется таткаром. Таткар – очень интересный элемент Катхака. Танцор начинает исполнение таткара с очень медленного темпа, вписывая один удар ног в одну матру тала. Постепенно темп возрастает, так как исполнитель вписывает 2; 3; 4; 5 и т.д. ударов в один такт тала. Это – необычайно интересная, но сложная задача, и танцоры Катхака во время своих репетиций уделяют особое внимание тренировке чувства ритма и понимания ритма в тале.

В репертуаре Катхака есть несколько танцев, которые также относятся к нритте. Это, прежде всего, тарана. Тарана – вокально-музыкальное произведение, исполняемое в определенной раге и тале. Основные болы тараны – “надиртани дхиндиртани танана танана” и т.д. Тарана состоит из набора тукр, паранов, тихайев, лари, между которыми танцор показывает красивые абстрактные движения корпусом и руками. Все это исполняется в среднем (мадхья) или быстром (дхрут) темпе под музыкальное сопровождение таблы, которая подчеркивает ритмическую структуру, а также певца, пропевающего основные болы.

Завершая параграф о нритте в Катхаке, остановимся на кавит-торе. Это – необычные композиции. Их можно было бы отнести к нритье или смысловому танцу, так как в основе них лежат стихотворные фрагменты, исполняемые обычно во славу божества на языке браджа – диалекте хинди. Стих описывает красоту божества и его героические подвиги. Кавит-торы не только приятны для слуха, интересно и то, что певец исполняет их в песенной манере с интонациями, подчеркивающими изящество и величие их смысла. Однако, несмотря на наличие текста и необходимость его передачи конкретными движениями, кавит-торы обладают четкой ритмической структурой, и поэтому подавляющее большинство специалистов относят их к нритте  или чистому танцу. Барабанные слоги, украшающие кавит-торы, соответствуют настроению конкретного стиха. Ритмические болы, не неся никакой конкретной смысловой нагрузки, как бы выдвигают на первый план значение слов и передающих их движений. Поэтому кавит-торы не считаются особенно значимыми в сюжетном танце, в то же время они не могут соперничать и с чистым танцем, поскольку в них нет ритмических вариаций. Но в них, безусловно, есть своя красота – красота традиционного представления Катхака, когда и развитие темы, и восхваление божества сливаются с ритмической силой барабанных слогов. Кавит-торы, в этом смысле, напоминают древние приемы, которыми пользовались рассказчики-катхаки, чтобы оживить свои стихи. Сочетание слов и барабанных слогов, реального и сказачного, очевидного и абстрактного придает повествованию внутреннюю силу и разнообразие.

Таким образом, обобщая вышесказанное о нритте, отметим, что композиции чистого танца в Катхаке дают возможность зрителям (да и самим танцорам!) почувствовать красоту движений и насладиться притягательной силой ритма.

2. НРИТЬЯ

К нритье относятся смысловые композиции, в которых рассказывается какая-либо история. При исполнении нритьи, танцор должен передать смысл стиха или песни при помощи определенных жестов, мимики, а также движений тела.

Язык жестов или хасты, которыми пользуется танцор Катхака – в своем большинстве те же, что описаны в “Абхинайе Дарпане”. Однако, исполняются они более мягко и оттого смотрятся более естественно, хотя и полны конкретного смысла. В Катхаке хасты выстраиваются так, как это естественно получилось бы у любого человека, поэтому здесь легче понять, что хочет выразить танцор, чем в большинстве других классических стилей танца. Танцоры Катхака инстинктивно пользуются языком жестов, наипростейшим образом изображая жизнь и все, что его окружает.

В передаче выражений лица Катхак служит прямой противоположностью таким южно-индийским стилям как Бхарат Натьям и Кучипуди, у которых мимика намного сильнее, а местами даже и преувеличенная. Утонченные манеры, присущие Катхаку, - его отличительная черта, ее нельзя считать свидетельством того, что абхиная (выразительный аспект) в Катхаке незначителен или же вообще отсутствует. В этом различии и скрыта красота стиля.

Как было отмечено в предыдущем параграфе, танцоры Катхака принимают достаточно естественные положения тела в чисто технических композициях. То же самое можно сказать и о смысловых номерах, тем не менее, во время их исполнения  естественные движения корпуса и позы танцоров Катхака служат мощным подспорьем для драматического представления идеи.

Прежде, чем перейти к характеристике композиций нритьи, исполняемых в Катхаке, сделаем еще несколько важных замечаний.

В Катхаке при исполнении нритьи, как ни в одном другом классическом стиле используется метод “ассоциативных идей”. Танцор, изображая конкретное действие, лишь очерчивает связанную с ним ситуацию. Катхак предлагает многие интересные примеры применения этого метода. Например, Шраван – сезон дождей, изображается при помощи движений, которые ассоциируются с дождливой погодой. Чтобы полностью понять это, зритель должен быть знаком с обычаями и ландшафтом района, откуда почерпнута конкретная тема. Для изображения сезона дождей, танцор смотрит на небо, как бы испуганный темными тучами и молнией; он показывает, как начинается дождь, как радостно танцует павлин; он разыгрывает сцену, в которой девушка, спешившая на встречу с возлюбленным, промокает и в испуге прячется от дождя, а потом приходит герой и пытается утешить ее. Основная мысль – показать сезон дождей, но с помощью ассоциативных идей танцор изображает целый ряд поступков и событий из жизни людей, связанных с этим временем года.

Глубина и разнообразие чувств и эмоций в номерах нритьи в сильной степени определяется талантом и опытом исполнителя. Так, незабываемое впечатление на зрителей производило исполнение тхумри “Bata do guinya kon galin gayo Shyam” легендарным Шамбху Махараджем. В этом номере рассказывается о страданиях героини, находящейся в разлуке с  Кришной. Строчку песни: “куда, по какой дороге ушел от меня Кришна?” Шамбху Махарадж показывал следующим образом. Вначале, используя определенные жесты рук и придавая лицу и глазам соответствующее выражение, он показывал бесконечное количество дорог, по которым мог уйти Кришна. Затем, показывая сурьму на глазах, он намекал, что именно через глаза героини Кришна проник в ее сердце. Показывая черные волосы героини, он таким способом описывал темную кожу Кришны. А когда девушка смотрела на покрытое тучами небо, означало, что все ее мысли и чувства были посвящены Кришне, цвет кожи которого был похож на цвет туч.

Следующим важным моментом, необходимым для понимания нритьи в Катхаке, является тот факт, что возникновение и развитие композиций нритьи тесным образом связано с развитием северо-индийской музыкальной традиции – стиля Хиндустани. Основными музыкальными формами традиции Хиндустани являются: дхрупады, киртаны, бхаджаны, дхамары, дадра, хори, каджри, газели, тхумри. Они появились в различное время (дхрупады, например, в 15 веке; тхумри – намного позже) и по мере развития и распространения входили в репертуар Катхака в качестве музыкально-песенной основы. При этом, основными инструментами, сопровождающими исполнение Катхака, помимо таблы, пахкаваджа и саранги, стали ситар, флейта и сарод.

По своей природе Катхак был изначально религиозным танцем, и поэтому стихи и музыкальные формы, выбранные для представления, были посвящены божеству и идее преклонения перед ним. Так, дхрупад – это стихи во славу конкретного бога, обычно написанные на брадже или хинди. У дхрупада медленный и величественный ритм. Киртаны - это стиль пения, используемый в танцевальной драме “Раас-Лила”. В ней представлены легенды о Боге Кришне, особенно мотив Радха-Кришна и истории о шалостях Кришны с пастушками – гопи.

Дхамар – форма классического пения, написанная в тале одноименного названия (тал дхамар, 14 ударов). Дхамары отличаются спокойным и ясным настроением и тоже служат формой поклонения Богу.

Хори рассказывают о проделках Бога Кришны и гопи во время праздника цветов – холи. Бхаджаны и пады – также религиозные стихи. Бхаджаны писали Мира баи, Тульсидас, Сурдас и Кабир – средневековые поэты – сподвижники религиозного течения “бхакти”. Большое количество бхаджанов принадлежит и перу легендарного Биндадина Махараджа.

Во время правления Моголов возникли новые формы и стили пения, соответствовавшие настроению и атмосфере при могольских дворах. Это были тхумри, дадра и газель. Практически достоверно известно, что они появились как реакция на пуританские и более консервативные темы ранних форм. По настроению и темпераменту эти новые музыкальные формы полностью соответствовали роскошному образу жизни Моголов. Таким образом, появился новый спектр романтических тем, уравновесивший главенствующий ранее элемент бхакти. Более реалистическое, земное содержание новых стихов, целиком основанных на отношениях между мужчиной и женщиной, и полных романтики, открыло новые возможности для представления на сцене темы “герой-героиня”.

В тхумри всего несколько стихотворных строк, но каждая фраза пропевается несколько раз с различными оттенками и нюансами. Главное в тхумри – романтическо-эротическое настроение; наиболее часто употребляемый язык – брадж, хинди или урду.

Дадра – композиции в одноименном тале дадра (6 ударов), отличающиеся фольклорным характером и написанные на одном из диалектов. По-существу, это – любовные частушки, передающие беседу двух влюбленных.

Газель, взявшая за основу персидский образец, написана на урду; ее отличает глубоко лирический характер.

Помимо перечисленных выше композиций, в Катхаке также исполняются ванданы и стути, которые относятся к нритьи. Они посвящены либо Гуру, либо конкретным богам – Ганапати, Сарасвати, Шиве, Вишну, Кришне, Раме, Дурге. Разница между ванданой и стути заключается в следующем. К стути относятся композиции, в которых есть конкретное описание бога или богини, например, Сарасвати стути, Кришна стути (“Кастури тилакам…”). Следовательно, к ванданам могут быть отнесены Гуру вандана, Рам вандана, Вишну вандана.

Уникальным и одним из любопытнейших аспектов нритьи а Катхаке являются гат-никас и гат-бхава. Они включают в себя бхаву или выразительный танец, и, таким образом, сюжетную разработку темы и в то же время исключают сахитью – или стихи для этой разработки. Лишь лехра (повторяющийся рефрен мелодической строки) на саранги и соответствующий аккомпанемент на табла составляют музыкальное сопровождение гат-никаса и гат-бхава.

В гат-никасе танцовщица может грациозно изображать сценки из повседневной жизни или рассказывать незамысловатые истории: героиня прихорашивается перед зеркалом в ожидании возлюбленного; красавица покрывает голову вуалью и делает это разнообразными способами; Бог Кришна играет на флейте и т.д.

В гат-бхаве могут быть переданы и более длинные эпизоды, например, бытовые: девушка с кувшином идет за водой к колодцу или реке; женщины получают масло путем взбивания молока и т.д. Показываются проделки Бога Кришны: как он, будучи ребенком, ворует масло, как в юном возрасте играет на флейте и дразнит пастушек. Передаются и мифологические сюжеты, например, победа Бога Кришны над демоном-змеем Калией или спасение жителей Говардхана от страшного ливня.

Интересно отметить, что в гат-никасе может и не быть истории вообще. Так в Саде гат-никасе танцовщица совершает разнообразные шаги вперед и принимает очень грациозную позу, затем следуют отходы назад. Некоторые гат-никасы показывают походки животных и птиц: слонов, оленей, павлинов, лебедей.

Очень многие гат-никасы и гат-бхавы были описаны Ваджид Али Шахом в его знаменитой книге “Banni”.

3. ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КАТХАКА

В Катхаке нет четко зафиксированной последовательности представления композиций как, например, в Бхарат Натьям. Однако, определенный порядок построения программы все же имеется. Обычно, в начале программы танцоры исполняют вандану или стути. Затем показывают композиции нритты – чистого танца. Начинают, как правило, с уппача, затем переходят к тхаату, аамаду (или салами), паран-аамаду, тейз-аамаду, торам, тукрам. Между ними могут быть исполнены тихайи, лари. Развитие темпа идет от медленного (виламбит) к среднему (мадхья) и затем быстрому (дхрут). В быстром темпе танцоры показывают торы, тукры, параны, парамелю, тихайи, лари, а также гат-никасы и гат-бхавы. После этого может быть исполнен один из номеров нритьи (бхаджан, киртан, дхрупад, тхумри, газель и т.д.).

За номером абхинайи (как правило, в программе исполняется только один такой танец) танцоры могут станцевать тарану или некоторые композиции нритты в другом тале (в быстром темпе).

По старой традиции программа заканчивалась таткаром. Однако, в настоящее время чаще исполняется джугал-банди – своеобразное соревнование, построенное в форме вопрос-ответ между исполнителем  на табла и танцором. Захватывающий момент в таком диалоге – мастерство отвечающего (таблиста или танцора). Оно проявляется в способности уловить предложенный ритмический узор и немедленно изобразить его. Во время джугал-банди танцоры не только представляют разнообразие ритмов, но также показывают различные нюансы звуков гхунгру. Так, танцоры могут добиться, чтобы звучал лишь один колокольчик, а остальные оставались неподвижными и безмолвными.

Самая удивительная сторона Катхака – непредсказуемость ритма. Для успеха программы необходима игра воображения не только со стороны исполнителя, но и со стороны зрителя. Ритмические вариации, хотя и тщательно продуманные, исполняются с большой долей импровизации.

Сплав индуистской и мусульманской культур в Катхаке придал ему уравновешенность, сделав самым “естественным” из всех видов классического танца в Индии.

К содержанию
Новости
  • "Мистика числа 7"!!! Новый проект Фонда!!! 14 ноября!!!
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru