Нритья Сабха
Фонд изучения культурного наследия Индии
Русский / English
Стили танца
Катхак
Ведущие гуру и исполнители современности

     В 80-е годы XX века эстафету почетных маэстро Катхака подхватили их многочисленные ученики, многие из которых являлись их прямыми наследниками или ближайшими родственниками.

Так, основными продолжателями школы Кундан Лала Гангани стали его сыновья Раджендра Кумар Гангани и Маниш Гангани, а также одна из его наиболее талантливых учениц - Прерна Шримали. Двое из них - Раджендра и Прерна - являются авторами многочисленных хореографических групповых и сольных постановок, получивших большую известность в Индии и за рубежом (Прерна Шримали: "Reaching for each other", "Meera","Aavartan"; Раджендра Гангани: "Kavita - kriti", "Taal Samma", "Chitra - vichitra", "Krishna ang Chaturang").

 

     Каждый из них успешно выступает как соло исполнитель и к настоящему моменту воспитал достойную плеяду молодых танцоров, в том числе и из России (Элеонора Маргорина и Наталья Иванова). Раджендра Кумар Гангани сейчас - ведущий Гуру школы Джайпур Гхарана в Делийской «Катхак Кендре». Его талант соло-исполнителя принес ему огромную популярность, любовь и признание зрителей не только в Индии, но и во всем мире. Он дважды выступал в Королевском зале г.Лондона, и принял участие во всех самых престижных фестивалях Индии и многих других стран. Его энергичный, очень искренний танец не может не поразить до глубины души. Его по праву можно назвать королем ритма и техничного, скоростного танца в современном Катхаке. Он прост в общении, что притягивает к нему огромное количество учеников, с которыми он щедро делится своими знаниями.

 

     Прерна Шримали долгое время возглавляла класс Катхака в институте «Гандхарва Махавидхьялайя». Она дает много сольных концеров в Индии и за рубежом, ее стиль отличается элегантностью, вдумчивостью и академичностью. Она  - глубокий исследователь мифологии Индии, что часто находит отражение в ее хореографических работах. Она несколько раз представляла свои композиции в России. В 2009 году Прерна Шримали основала свою собственную школу в г. Джайпуре.

       Гуру, соло исполнитель и исследователь Шобхана Нарайян соединила в своем творчестве лучшие достижения двух школ - Лакхнау и Джайпур. Она училась у лучших мастеров - Кундан Лала Гангани и Бирджу Махараджа, что отразилось в ее творческом почерке. Она много и успешно пропагандировала Катхак за рубежом, поставила большое количество новаторских композиций.Так, в "Moonlight Impression", она использовала музыку Л.В.Бетховена,Моцарта, Дебюсси и Мориса Равеля.  В композицию "Sound of Emptiness", которую она сочинила после трагических событий 11-го сентября в Нью - Йорке, были включены напевы буддийских монахов. Шобхана Нараян написала три книги по теории и истории танца и в данный момент возглавлет собственный институт в г.Дели.

 

      Дело пандита Дурга Лала продолжила его лучшая ученица - Нандини Сингх. Она переняла эстафету его удивительного стиля, возглавив класс Катхака в Институте «Шрирам Бхаратия Кала Кендра» (г.Дели) после скоропостижной смерти своего учителя.В молодые годы она слыла одной из самых красивых танцовщиц Катхака.

Наиболее плодотворным Гуру в Лакхнау гхаране был и остается по сей день пандит Бирджу Махарадж. На протяжении долгой творческой жизни этот человек воспитал блестящую плеяду талантливых учеников, определившую приоритетные направления развития стиля Лахнау. В первую очередь отметим двух его двоюродных братьев  - Кришан Мохан Махараджа и Рам Мохан Махараджа, а также его сына Джая Кишан Махараджа. Они много выступали в постановках своего Гуру, исполняя зачастую лидирущие партии.Каждый из них прославился также как сольный исполнитель.Так, танец Кришан Мохана отличается высоким темпом и виртуозными пируэтами. Рам Мохан по праву считается преемником стиля пандита Бирджу Махараджа, так как его танец отличается строгой академичностью и невероятным сходством со стилем своего Гуру. Джай Кишан Махарадж  - мастер характерного танца, он очень экспрессивен и выразителен. Все они плодотворно работают как хореографы."Перу" Кришан Мохана и Джая Кишана принадлежит большое количество групповых композиций, исполняемых на различных фестивалях в Индии и за рубежом, в частности, на знаменитом фестивале "Катхак Махотсава", ежегодно проводимом Национальным Институтом «Катхак Кендра» (г.Дели). Отметим такие постановки Джая Кишан Махараджа, как: "Chaturang", "Niati","Yati Prakash","Swayam - Bhu","Sri","Swarangtaalah","Shyam Pyari". У Кришин Мохана одними из самых запомнившихся номеров стали "Gati","Samavesh".

 

       В настоящее время Джая Кишан Махарадж и Кришан Мохан являются ведущими преподавателями в делийской «Катхак Кендре».

Ближайшим помощником и последовательницей пандита Бирджу Махараджа является одна из наиболее талантливых и верных его учениц - Сасвати Сен. На протяжении своей творческой деятельности она исполнила все главные партии в его новаторских балетах, ассистировала ему в многочисленных постановках, что не помешало ей стать одним из ярких явлений сольного Катхака.Она не только тацовщица, в совершенстве владеющая всеми нюансами техники Какхака, но и прекрасная драматическая актриса в танце.  В 2003г. состоялась премьера в Дели одной из самых ярких и креативных ее работ - балета "Ромео и Джульетта", где она станцевала роль главной героини.Она ведущий преподаватель в Институте «Калаашрам», основанном ее Гуру.

 

       Жена Кришан Мохана - Васвати Мишра также долгое время работала  в институте «Катхак Кендра», воспитав большое количество талантливых учеников, а несколько лет назад стала основателем своего собственного института  - "Дхвани". Она много и успешно работала как сольный исполнитель, но особую известность ей принесли ее разработки в области выразительного танца - абхинайи (композиции "Urmila","Nayika","Kaun Hai","Kanapriya","Pratiksha","Panghat Leela").

 

     Советскому зрителю 80-х годов, посетившему фестиваль Индии в СССР (1986-1987гг.) наверняка запомнилось блестящее трио танцовщиц Сасвати Сен, Малти Шьям и Дурга Арья. Вторая из них – Малти Шьям - будучи также известным соло-исполнителем, преподает сейчас в «Катхак Кендре» (г.Дели) и является автором нескольких интересных новаторских разработок: "Anatya","Swapnapriya","Pravaha" - cовместно с исполнительницей стиля Бхарата Натьям Рамой Вайдьянатхан, "Surya" - совместно с Адити Мангалдас. Она принимала участие во всех балетах своего Гуру пандита Бирджу Махараджа, и иобъездила весь мир в составе его танцевальной труппы.Ее сольный танец академичен и одухотворен.

 

     Дурга Арья, надолго войдя в сердца любителей Катхака в Индии (благодаря долгой работе в балетной труппе своего Гуру - Бирджу Махараджа) в настоящее время ведет класс Катхака в Германии. Блестящая соло – исполнительница, экспрессивнаая и энергичная, она покоряет публику буквально с первых минут своего выступления. Ее визитной карточкой является виртуозное исполнение пируэтов и трогательность исполнения.

 

      Среди наиболее ярких представителей школы Лакхнау гхарана нельзя не пройти мимо имени Рани Кханам, танцовщицы, наиболее тонко прочувствовавшей богатство и нюансы поэтики языка и музыки традиции Хиндустани. Незабываемыми являюмся ее многочисленные тхумри, в которых она использует такие выразительные средства и ассоциации, когорые легко понятны зрителю.Потрясающее чувство ритма дает ей возможность легко импровизировать.Она  - ученица Бирджу Махараджа, в течение ряда лет преподавала в институте «Бхаратия Кала Кендра»и в  то же время вела лекционную и исследовательскую работу.Например, она возродила незаслуженно забытый «пешавар гат», а суфистские мотивы прозвучали в ее постановке "Andaz - E - Raqs".В настоящее время она возглавляет свой собственный танцевальный институт.

      Первой иностранной исполнительницей, получившей признание в Индии,  стала француженка Вероника Азан. Она также долгое время состояла в балетной труппе Бирджу Махараджа и успешно выступала как соло-исполнитель.

Две ведущих ученицы Кумудини Лакхия - Адити Мангалдас и Дакша Сетхи - развили творческие поиски своей Гуру в новых интересных направлениях. Дакша Сетхи, переехав в штат Керала, использовала в своих постановках не только элементы Катхака, но и Чхао и боевых искусств юга Индии - Каларипаятту,европейскую акробатику и современную хореографию ( постановки "Search for my tonque","Sarpagati  - the way of the serpant","Summer" - на музыку А.Вивальди).

     Адити, придерживаясь более классического направления в своем творчестве, вводила в постановки элементы танца fusion, фламенко, чхао, йоги и т.д. (композиции "Infinite Journey","Sound of Universe","Footprints on water" (фрагменты когорой русский зритель мог увидеть на фестивале Дели в Москве в мае 2006г.),"Synergy","Textures","When eternity ends - journey in love").Она является директором, постановщиком и лидирующим исполнителем в своей собственной балетной труппе "Drishtikon dance foundation".Помимо своей постановочной деятельности, она много выступает с сольными программами, отличающимися экспрессивностью и интересным творческим подходом.

 

     Первым профессиональным преподавателем танца Катхак в России, приехавшей в Москву в 1989г.и активно проработавшей в Культурном Центре при Посольстве Индии в Москве, была ученица Маи Рао - Шакти Робертс. Благодаря ее горячему энтузиазму и желанию донести искусство своей страны до сердец русских студентов, многие из них полюбили это древнее искусство, а некоторые посвятили затем долгие годы его изучению в Индии. 

 

К содержанию
Новости
  • "История катхака в датах и лицах: в поисках происхождения традиции" .
    Далее
  • Танцевальный проект с Еленой Князевой приглашает на концертную программу "Рага любви". 18 апреля в 19.00
    Далее
  • Творческий вечер Виталины Лобач "30 лет Одисси в Москве". 20 апреля в 19.00
    Далее
  • Театр индийского танца "Таранг"
    Далее
  • V международный конкурс «Солнечный танец» с 11 по 13 августа 2018 года. Болгария!!!
    Далее
  • Дорогие друзья! Студия индийского классического танца «Одисси Мангалам» под руководством Ирины Комиссаровой объявляет набор в новую группу для начинающих по классу ОДИССИ.
    Далее
  • Школа классического индийского танца Чаккар объявляет набор!
    Далее
  • Школа индийского классического танца кучипуди "Натьялаям" объявляет набор в группу начинающих.
    Далее
  • Дорогие ДРУЗЬЯ! Со времени образования Фонда прошло больше 10 лет.
    Далее
Разработка сайта — Modxclub.ru